Дизайн и звук: классика модерна, британский ответ Японии, кассетник “космической эры” и брутальные швейцарцы

Дизайн и звук: классика модерна, британский ответ Японии, кассетник “космической эры” и брутальные швейцарцы

Значение дизайна при создании современной аппаратуры оценивается по-разному. Существуют люди, для которых использование тех или иных эстетических изысков не играет существенной роли, равно как другие, кто искренне полагает, что аудиоаппаратура это в первую очередь предмет интерьера, а уже потом звук и всё остальное. Но, как нам кажется, подавляющее большинство людей искренне убеждены, что форма должна соответствовать содержанию. Это первая статья в новом цикле о дизайне в аудио.

Нельзя объять необъятное и мы остановимся лишь на нескольких интересных разработках. При выборе устройств мы руководствовались личными эстетическими предпочтениями, а также оригинальностью необычностью разработок (с учетом времени, в которое они были созданы). Далее несколько слов о дизайнерских концепциях, которые оставили заметный след в истории аудио.

Пожалуй, не является секретом и то, что некоторые компании не стали банкротами лишь благодаря талантливым дизайнерам, так как технические характеристики их продукции оставляют(ли) желать лучшего. Кроме того, можно с уверенностью утверждать, что ряд впечатляющих в техническом отношении разработок не были приняты рынком из-за невзрачного внешнего вида.

Принято думать, что на дизайн устройств нужно смотреть, а не писать о нём, так как мы в первую очередь воспринимаем его визуально. Мы ставим несколько иную задачу — проанализировать существовавшие некогда и актуальные сегодня тенденции, давшие толчок к развитию и оставившие заметный след.

Классика модерна и первые концепты 30-х — Bang & Olufsen

Датчан из Bang & Olufsen, которые начали свою историю в 1925-м году, можно назвать одними из флагманов радиопромышленности в третьем десятилетии прошлого века. Дизайнерские подходы, которые применяла эта компания, для того времени были поистине инновационны. Это касалось как форм факторов и прочей внешней эстетики, так и в равной степени использования новых идей функционального дизайна.

Первым незаурядным устройством датских инженеров стал Musikmöbel, созданный в качестве концепта в 1934 году. Дизайн был разработан Питером Бенгом в духе произведений Баухауса. Без преувеличения это устройство можно считать первым, выполненным специально в качестве дизайн-концепта в аудио.

Особенно урожайным для этой компании стал 1938-й. В этом году Bang & Olufsen разработали уникальный радиоприемник Master-39CH — в котором впервые в мире было использовано управление при помощи кнопок. Кнопки позволяли настраиваться на 16 радиостанций. Внешний вид устройства также был необычен для 30-х.


Master-39CH (к сожалению, более приличного фото найти не удалось)

Ещё одним устройством компании стал первый в мире радиоприемник в бакелитовом корпусе Beolit 39. В 30-е традиционными материалами для корпусов аудиотехники были дерево, алюминий и радиоткань. Дизайн устройства, который сейчас кажется архаикой, в 30-е был настоящим прорывом. Небольшие габариты, пластиковый корпус и плавные формы стали распространенными лишь в 50-е годы.


Beolit 39

Lecson — британский ответ Японии

В 1973-м году разработчики создали мощник Lecson AV1 в паре с предварительным усилителем. Корпус предварительного усилителя был необычайно плоским и оснащался крупными удобными фейдерами для управления громкостью и графическим эквалайзером, оконечник установлен в ребристый цилиндрический корпус. В том же году разработчики получили несколько наград, в том числе и в Японии. Сегодня компоненты Lecson стали экспонатами постоянного собрания Музея Виктории и Альберта.

Несмотря на эстетичный дизайн, компания Lecson приказала долго жить по причине бестолкового руководства. Бутройд и Стюарт создали собственный бренд — Meridian, который сегодня известен многим меломанам. Новый дизайн партнёров некоторыми элементами напоминал Lecson, но был более сдержанным и традиционным.


Meridian 551

Weltron — НЛО формата stereo 8

Первые полёты в космос, посещение луны вызвали настоящий неподдельный интерес общества, который достиг своего пика в 70-е. Всё инновационное, высокотехнологичное и качественное стало ассоциироваться с космосом. Маркетологи почувствовали этот момент и поставили соответствующие задачи дизайнерам.


Комбинированный проигрыватель Space Age UFO

Так у американской компании Weltron появилась тематическая серия аппаратуры с названием Space Age. Характерно, что комбинированные устройства, выпускавшиеся в этой серии, оснащались магнитофонами стандарта stereo 8 (8 Track) — исключительно американский формат (т.е устройства производились только для внутреннего рынка).

В спорной как с эстетической, так и с технической точки зрения линейке был настоящий хит, который стал востребованным благодаря более лаконичному дизайну Weltron Space Age FM+stereo 8. Устройство объединило в себе кассетник формата stereo 8, fm радио, небольшой усилитель и динамик.

Сегодня эти устройства пользуются большим интересом у коллекционеров аудио в США, стоимость некоторых редких моделей серии может достигать 600 долларов.

Брутальный винтаж Nagra

Аппаратура, которую создает Швейцарская компания Kudelski SA, сегодня, пожалуй, одна из самых узнаваемых в мире. С 1951-го года под брендом Nagra начинается выпуск катушечных магнитофонов. С этого времени внушительные, массивные формы Nagra в хромированных металлических корпусах практически не претерпели изменений.

Характерные черты усилительной аппаратуры (выпуск которой начался в 1997-м году на волне высокого спроса на High End) — это огромные радиаторы, внушительные по размерам тумблеры, стрелочные индикаторы, жесткие утилитарно-милитаристские очертания и много стали, алюминия и хрома.

Среди техники класса High End иконой стиля для Nagra являются предусилитель PL-P и усилитель MSA.


PL-P


MSA

Несмотря на явно бытовое предназначение устройств, не сведущий человек вполне может принять эти внушительные агрегаты за профессиональную аппаратуру.

Источник: PULT.ru

9 лайков

офигенная тема

1 лайк

MBL
дизайн…


… и технологии

Кто-нибудь слышал?

Слушал несколько раз в салоне «Галерея Назаров» и на выставке. Звук довольно впечатляющий, ощущение живого выступления.

1 лайк

Я даже запись из Варшавы привез :slight_smile: Слышал несколько раз, в Мюнхене (было не протолпиться, но было хорошо), в прошлом году в Варшаве какой-то из старших сетапов (залип там часа на три в сумме, очень вштырило), в этом году в Варшаве (было меньше времени, играли снова очень хорошо). Это то что хочется называть хай-энд звуком, без впечатления не оставляет.

4 лайка
1 лайк

В семье не без урода! Брат чемоДАКа!

1 лайк

Это кто делал, B&O? Выдержанно, эстетично.

Ещё один аппарат из 70-х, сделанный в пику нихонцам: зовут Setton RCS.X.1000, вот тут описание http://www.thevintageknob.org/setton-RCS.X.1000.html

http://www.thevintageknob.org/museum/pics_v2.php?c=1&x=61&t=0&s=7&n=9

http://www.thevintageknob.org/museum/pics_v2.php?c=1&x=61&t=0&s=7&n=1

Свежий взгляд на радиоприёмник из Японии.

1 лайк

Круто же. Японская бумага и подсветка .
Ответвление от 47 Lab ?

изображение

4 лайка

Да, один из шайки

2 лайка