Гамелан – душеспастительный оркестр

Я люблю гамелан, эту текучую и изменчивую музыку. Не перестаю удивляться как простыми средствами достигается такое движение в музыке. Куда там краут-року!

Республика Индонезия является страной третьего мира с калейдоскопом народов, языков и культур. Свыше 100 различных этнических групп говорят более чем на 300 различных языках. Официальной религией в Индонезии считается ислам, однако колыбель музыки гамелан – остров Бали – является анклавом, и его жители исповедуют индуизм, который нуждается в гамелане для успешного проведения десятков тысяч религиозных церемоний, проходящих ежегодно, так как индуистские боги обожают щедрые музыкальные развлечения.

Музыка на Бали вездесуща и повсеместна. Она имеет богатые традиции, представляющие собой синтез древних ритуальных обрядов, основанных на мистике и связанных с религиями индуизма и буддизма. Помимо музыки балийцы любят поэзию, танцы и фестивали, необычайно способны в искусстве и ремеслах. Страстно любят азартные игры, особенно петушиный бой.

Первое упоминание о гамелан-оркестрах найдено в хрониках, датирующихся XIV-м столетием. С завоеванием Голландией власти в 1908 году., балийская дворцовая культура подверглась решительному преобразованию. Ее могущество и источники доходов резко сократились. Дворцы прекратили функционировать как культурные центры, и большинство гамелан-оркестров отправилось на склады, покрываться пылью. Неспособные позволить себе традиционную роль патронов искусства, множество дворцовых музыкантов продали свои инструменты деревенским музыкантам, таким образом, передавая заботу об искусстве в руки обычных сельских жителей. Целые оркестры были переплавлены в формы, которые лучше удовлетворяли живые и яркие вкусы народных масс. С того момента, как музыка оставила дворцы и перешла в деревни, началось ее ускоренное развитие, и она зажила своей собственной жизнью, становясь громче, быстрее и доступнее более широкой аудитории. Деревенский гамелан зазвучал с большим количеством энергии и страсти, чем медленный навязчивый яванский стиль, который доминировал во дворцах на Бали до XX-го столетия.

Слово «гамелан» (произносится gah-meh-lan) происходит от древних корней «gambel» (Бали) и «gamel» (Ява). Большинство индонезийских языков истолковывают gambel, как «звучащий от удара», однако, более ранние языки, типа Kawiна Бали и Kuno на Яве определяют термин, как «обращаться» или «держать», так как музыкант обращается с инструментом или держит его.

Некоторые определения толкуют слово «gamel» как «молоток». Действительно, на многих инструментах в гамелане играют деревянными молотками. Но в большинстве индонезийских языков для обозначения молотка есть слово «palu». Понятие слова gamel значительно шире и означает «играть музыкально». Однако, основное его значение – это «индонезийский оркестр» или «музыка сыгранная оркестром», поскольку суффикс «ан» преобразует слово gamel из глагола в существительное. Сегодня слово гамелан используется для определения индонезийской музыки как стиля, но раньше гамелан означал все виды музыки.

Термин гамелан нисколько не находится в «ударной зависимости» как это может показаться. Например, музыку гамелан могут исполнять ансамбли флейт в сопровождении ударных, находящихся на вторых ролях. И поскольку гамелан – это специфический способ игры и размышления о музыке, то ударные просто предпочтительнее в большинстве случаев, чаще всего с целью распространения звука на большое расстояние.

На Бали существует столько же видов гамелана, сколько существует поводов для того, чтобы слушать музыку этого ансамбля. Соответственно, и инструментальный состав, и численность ансамбля весьма различна. В состав инструментов входят все разновидности гонгов, ксилофонов, металлофонов и барабанов, а их численность может быть «от 10 до 80 инструментов». Каждый ансамбль отличается особым набором инструментов, звукорядом и особой звучностью. Некоторые оркестры имеют сокращенный состав, чтобы можно было играть «на ходу» (маршируя).

Гамелан-музыканты – не профессионалы. Это представители всех слоев общества: фермеры, владельцы магазинов, почтовые клерки, и их возраст колеблется от 8 до 80 лет. Некоторые играли вместе на протяжении 50 лет. В каждом оркестре назначается лидер и казначей, а музыканты помогают всем, чем могут, чтобы обеспечить успех своей группы: вносят деньги, носят инструменты, обучают новых музыкантов. В гамелане все разговаривают в спокойном тоне и все равны между собой. Когда оркестр получает вознаграждение за выступление, деньги обычно идут на оплату расходов по транспортировке, настройке и поддержанию старых или приобретению новых инструментов или костюмов. Прибыль делится поровну во время Галунгана – Нового Года на Бали.

Исследователи индонезийской музыки поражаются тому, как музыканты гамелан-оркестров играют на предельной скорости. Ежегодно на Бали проводится множество соревнований гамелан-оркестров, спонсируемых правительством. По форме и накалу страстей они больше напоминают спортивные матчи. У гамеланов есть и свои рекорды: абсолютная вершина по уровню скорости и виртуозности составляет 200 ударов в минуту или почти 7 ударов в секунду! Представьте себе 25 человек, делающих вместе хоть что-нибудь быстрее? И все это с прозрачной ясностью и чрезвычайной беспечностью, даже скукой на лице. Музыканты ансамблей гамелан фанатично преданы своему делу и гордятся тем, что справляются с художественной формой необычайной сложности.

http://musstudent.ru/biblio/128-sborniki-konferencii/problemy-hudozhestvennogo-tvorchestva-nauchnye-chteniya-yavorskogo-2003/384-u-evseev-muzyka-ansamblej-gamelan.html

Один из лучших альбомов

Аутентичный гамелан

Еще

1 лайк

не могу найти ссылку на дискогз. то ли в базе диска нет. скорее всего нет. и на дискогз бывает проруха, так же музыкальныет фрагменты в сети я не нашел чтобы можно было поиграть, запостив в тему.

но диск на самом деле так назывался
Lestari. The Hood Collection of Early Field Recordings from Java
Жанр: World music
Год издания диска: 2007
Издатель (лейбл): WERGO

обложка вот такая (еле нашел в сети, а так бы только фоткать пришлось бы свой экз, а мне часто все это лень и в ломы.). тут архивные гамелан оркестры Явы. диск очень хороший по материалу и по качеству. с буклетом.
если бы что нибудь по нему в сети было, то запостил бы и в свою тему .

не знаю можно ли с этой ссылки его скачать. не пробовал, просто нашлось по поиску.
http://www.torrentino.com/torrents/3007159
вот еще одна, откуда картинку содрал.
http://doutdess.org/va-lestari-the-hood-collection-of-early-field-recordings-from-java-2007-flac-lossless-2007-torrent-78146

гамеланы явы помедленее и поспокойнее звучат

1 лайк

Класс! Я бы слуханул…

За что только безвинно пострадал краут-рок - не понятно. :grin:

он не пострадал просто проехал (но и не у всех). против традиционной музыки мало что устоит.
например у меня кроме группы Neu! уже наверное все стерто из этой области, но ной я люблю вовсе не за краутность (крафтовость :)).

1 лайк

Нет, не моё, увы, но на 40-й минуте узнал Lark’s Tongues in Aspic. :grin:

кстати, еще о краут роке

железочки. гонг оф камбоджа энд лаос

1 лайк

чудо как хорош!

Стали забывать!