Я люблю гамелан, эту текучую и изменчивую музыку. Не перестаю удивляться как простыми средствами достигается такое движение в музыке. Куда там краут-року!
Республика Индонезия является страной третьего мира с калейдоскопом народов, языков и культур. Свыше 100 различных этнических групп говорят более чем на 300 различных языках. Официальной религией в Индонезии считается ислам, однако колыбель музыки гамелан – остров Бали – является анклавом, и его жители исповедуют индуизм, который нуждается в гамелане для успешного проведения десятков тысяч религиозных церемоний, проходящих ежегодно, так как индуистские боги обожают щедрые музыкальные развлечения.
Музыка на Бали вездесуща и повсеместна. Она имеет богатые традиции, представляющие собой синтез древних ритуальных обрядов, основанных на мистике и связанных с религиями индуизма и буддизма. Помимо музыки балийцы любят поэзию, танцы и фестивали, необычайно способны в искусстве и ремеслах. Страстно любят азартные игры, особенно петушиный бой.
Первое упоминание о гамелан-оркестрах найдено в хрониках, датирующихся XIV-м столетием. С завоеванием Голландией власти в 1908 году., балийская дворцовая культура подверглась решительному преобразованию. Ее могущество и источники доходов резко сократились. Дворцы прекратили функционировать как культурные центры, и большинство гамелан-оркестров отправилось на склады, покрываться пылью. Неспособные позволить себе традиционную роль патронов искусства, множество дворцовых музыкантов продали свои инструменты деревенским музыкантам, таким образом, передавая заботу об искусстве в руки обычных сельских жителей. Целые оркестры были переплавлены в формы, которые лучше удовлетворяли живые и яркие вкусы народных масс. С того момента, как музыка оставила дворцы и перешла в деревни, началось ее ускоренное развитие, и она зажила своей собственной жизнью, становясь громче, быстрее и доступнее более широкой аудитории. Деревенский гамелан зазвучал с большим количеством энергии и страсти, чем медленный навязчивый яванский стиль, который доминировал во дворцах на Бали до XX-го столетия.
Слово «гамелан» (произносится gah-meh-lan) происходит от древних корней «gambel» (Бали) и «gamel» (Ява). Большинство индонезийских языков истолковывают gambel, как «звучащий от удара», однако, более ранние языки, типа Kawiна Бали и Kuno на Яве определяют термин, как «обращаться» или «держать», так как музыкант обращается с инструментом или держит его.
Некоторые определения толкуют слово «gamel» как «молоток». Действительно, на многих инструментах в гамелане играют деревянными молотками. Но в большинстве индонезийских языков для обозначения молотка есть слово «palu». Понятие слова gamel значительно шире и означает «играть музыкально». Однако, основное его значение – это «индонезийский оркестр» или «музыка сыгранная оркестром», поскольку суффикс «ан» преобразует слово gamel из глагола в существительное. Сегодня слово гамелан используется для определения индонезийской музыки как стиля, но раньше гамелан означал все виды музыки.
Термин гамелан нисколько не находится в «ударной зависимости» как это может показаться. Например, музыку гамелан могут исполнять ансамбли флейт в сопровождении ударных, находящихся на вторых ролях. И поскольку гамелан – это специфический способ игры и размышления о музыке, то ударные просто предпочтительнее в большинстве случаев, чаще всего с целью распространения звука на большое расстояние.
На Бали существует столько же видов гамелана, сколько существует поводов для того, чтобы слушать музыку этого ансамбля. Соответственно, и инструментальный состав, и численность ансамбля весьма различна. В состав инструментов входят все разновидности гонгов, ксилофонов, металлофонов и барабанов, а их численность может быть «от 10 до 80 инструментов». Каждый ансамбль отличается особым набором инструментов, звукорядом и особой звучностью. Некоторые оркестры имеют сокращенный состав, чтобы можно было играть «на ходу» (маршируя).
Гамелан-музыканты – не профессионалы. Это представители всех слоев общества: фермеры, владельцы магазинов, почтовые клерки, и их возраст колеблется от 8 до 80 лет. Некоторые играли вместе на протяжении 50 лет. В каждом оркестре назначается лидер и казначей, а музыканты помогают всем, чем могут, чтобы обеспечить успех своей группы: вносят деньги, носят инструменты, обучают новых музыкантов. В гамелане все разговаривают в спокойном тоне и все равны между собой. Когда оркестр получает вознаграждение за выступление, деньги обычно идут на оплату расходов по транспортировке, настройке и поддержанию старых или приобретению новых инструментов или костюмов. Прибыль делится поровну во время Галунгана – Нового Года на Бали.
Исследователи индонезийской музыки поражаются тому, как музыканты гамелан-оркестров играют на предельной скорости. Ежегодно на Бали проводится множество соревнований гамелан-оркестров, спонсируемых правительством. По форме и накалу страстей они больше напоминают спортивные матчи. У гамеланов есть и свои рекорды: абсолютная вершина по уровню скорости и виртуозности составляет 200 ударов в минуту или почти 7 ударов в секунду! Представьте себе 25 человек, делающих вместе хоть что-нибудь быстрее? И все это с прозрачной ясностью и чрезвычайной беспечностью, даже скукой на лице. Музыканты ансамблей гамелан фанатично преданы своему делу и гордятся тем, что справляются с художественной формой необычайной сложности.
Один из лучших альбомов
Аутентичный гамелан
Еще