Любим и раскрываем ММ и MI картриджи. Часть 1

50-60…

Речь идёт в первом посте и про мм головы, которые работают с прижимом 1-1,5 грамма.

Т.е 70-вечера и дальше?

Видимо как-то так.

Кому нужны ММ когда есть МС? Часть 2

Дорогие друзья, со временем, тестируя и пробуя разные разные картриджи (старые и новые) в связке с различными тонармами в поисках наилучшей отдачи на каждом картридже я отметил несколько интересных вещей, с которыми тороплюсь поделиться.

Denon 103

Это один из старейших моих картриджей и я использую его время от времени много лет. В последние три года каждый раз, когда я монтировал и слышал этот картридж, я не мог слушать его более получаса потому что я относился к нему как к “мусорному картриджу”. Я пробовал его с каждым своим тонармом и результат был каждый раз одним и тем же.

Затем я отметил, что на всех тонармах (с фиксированным и сменным шеллом) я не могу затянуть винты на шелле потому что 103-й “открытый” в тех местах, где проходит винт и, когда я пытаюсь затянуть его, то он попросту выдавливается наружу (мне это трудно объяснить из-за проблем с английским, но, думаю, вы меня поняли).

Я не сторонник корректировать звук картриджа затяжкой винтов шелла, я всегда затягиваю их до “их предела”, когда по моему мнению получается меньше резонансов/вибраций с улучшением общих характеристик.

Итак, как же я поступил? Случилось так, что у меня есть шелл Audio Technica AT-LH18/OCC (вес 18г.) у которого есть есть резьбовые отверстия снизу (глубиной 2 мм, они не сквозные). Таким образом я могу затянуть на максимум без всяких проблем смещения винтов. Это было великолепное решение (наряду с весом шелла) потому что я установил 103-й на Dynavector 505 (схожий с 507) и характеристики картриджа кардинально изменились в лучшую сторону как день и ночь. Теперь я могу слушать 103-й больше получаса: очень хорошее улучшение! Это не значит, что теперь 103-й по характеристикам стал как XV-1/Myabi и т.д., нет, но теперь 103-й имеет порядочные характеристики в своей ценовой группе.

Dynavector XV-1

Это один из моих любимых картриджей, мне он очень нравится. Это картридж, который почти всегда играет очень хорошо на почти любом тонарме. Но я никогда не удовлетворялся «очень хорошим» звуком, я всегда искал отличный/образцовый звук.

Я прочел несколько постов где владельцы XV-1 сообщали, что картридж очень хорошо подходит к тонармам Dynavector 505/507 но это не было моим собственным опытом, утверждение звучит не плохо, но не более.

Я решил попробовать поэкспериментировать с VTA/VTF/нагрузочным сопротивлением и т.д., и т.п., но попытки не принесли каких-либо серьезных улучшений в звуке.

Затем я решил попробовать различные шеллы (не родные от 505/507), пока я не обнаружил, что с легким шеллом Denon, 100% магниевый, 6 г. (родные диновские шеллы весят около 14-15 г.) характеристики мягко говоря великолепные: я никогда не слышал (и нигде) лучшего звучания XV-1, чем в этом сетапе.

Fidelity Research MC 702

Это очень «олдскульный» МС картридж. Конструкция интегрированная в шелл, громоздкий (уродливый?), около 30-32 г. весом, с низким комплаенсом 6-7 Cu, низким выходом 0,2 мВ и любящий прижим 2-3 г.

Я владею этим картриджем более 20 лет, я купил его с рук в состоянии как новый. После многих лет я установил его на мой тонарм Micro Seiki MAX-282 (картридж любит тонармы вроде Ikeda, Dynavector, Audiocraft, SAEC и т.п.) и с первой ноты я понял, что этот картридж что-то особенное.

После 20 часов звучание было/есть внушительным/необыкновенным, у меня не хватает слов, чтобы описать мой «сюрприз». Лучшее, что приходит на ум это то, что музыка легко струится из этого картриджа.

Если вы его встретите в продаже и у вас есть подходящий тонарм и фонокорректор – берите его без сомнений!!!

Supex SDX 2200R

Еще один «старый» тип МС с дизайном с открытыми отверстиями для крепления (так же как и со 103-й вам понадобится правильный шелл), рубиновым кантилевером и низким выходом 0,2мВ.

Я установил его на тонарм Lustre GST 801 и поначалу звук был ужасен. Мне пришлось подождать 30 часов чтобы подвес разработался. Это великолепный картридж, по моему мнению его можно сравнить с современным Universe (предполагаю, что речь идет о ZYX Universe – прим. пер.) или подобным, т.к. он очень похож по качеству звучания. Многие ищут Supex 900-й серии (которая у меня была) – что ж, Supex Ruby уделает ее на раз.

Audio Technica ATML 180 OCC

Один из величайших ММ картриджей когда либо изготовленных. Эта модель никогда не продавалась в США, но были ATML 170 и 160 и они тоже очень хороши.

Пока вы не послушаете ММ картридж в правильной связке с подходящим фонокорректором вы не можете понять насколько хороши ММ картриджи.

Некоторые ММ картриджи как этот не только могут конкурировать с любым топовым МС картриджем, но и в некоторых аспектах провосходить их, он (IMHO) лучше любого Koetsu которого я слушал, любого ZYX или Lyra.

Это невероятно, что 500-долларовый ММ картридж может оказаться куда лучшим исполнителем, чем МС за 6-8 тысяч долларов. Просто я подружил его с тонармом Technics EPA 100MK2.

Technics 205СМК4

Замечательный ММ картридж. Хорош так же как Audio Technica только еще лучше!!! Что я могу о нем сказать? по большей части ничего, но: Magic Diamond, Allaerts, Dynavector, Transfiguration какой бы вы не назвали – этот Technics как минимум на том же уровне в каждом из звуковых параметров и превосходит едва не все эти МС картриджи по нейтральности/натуральности тонального баланса, как я уже сказал: замечательный картридж!!! Если у вас есть тонарм и правильный фонокорректор то покупайте его!!! У меня он подходит к тонарму Micro Seiki MAX 282.

Ikeda 9REX

Этот достаточно современный МС картридж с уникальной конструкцией без кантилевера. Очень низкий выход 0,16мВ, тяжелый – 17г, низкоподатливый – 6CU и любит прижимную силу 2,8г.

Этот картридж далеко не для всех, он не только требует правильный тонарм и самый лучший фонокорректор, но и много терпения чтобы добиться лучшей отдачи. Когда вы добьетесь этой «лучшей отдачи» вы сразу поймете, потому что вы окажетесь буквально в раю.

Характер звучания этого картриджа «немного» отличается от всего, что нам известно: быстрота звука и послезвучий непревзойденные, подача, текстурность, тугой быстрый бас непревзойденные, разрешение высоких и их скорость непревзойденные и т.д., и т.п.

Вы не можете быть ближе к живому звучанию, чем с этим Ikeda – он действительно максимально близок к оригиналу записи.

Вы должны быть действительно опытным любителем музыки, с большим опытом прослушивания живых выступлений чтобы понять что вы слышите через этот Ikeda. Его звучание невозможно сравнить со звучанием какого-либо другого картриджа: и не потому он лучше или нет, а потому как он отличается или как близок к живому выступлению.

При этом он ужасно плохо отслеживает дорожку: он не выносит ни одной пылинки на пластинке или на самом алмазе, с ним нужно блюсти безупречную чистоту. Ему потребуется более 200 часов для прогрева. Как я и говорил вам: нужно терпение и понимание что к чему.

Наслаждайтесь музыкой.

Рауль.

Оригинал | Перевод

4 лайка

Напишу сюда.
Есть nagaora jt311. башка стерео. для квадро у них была jt 322.
Судя по паспорту, а он один для обоих моделей, они отличаются только иглами - формами заточки. Ну и характеристики. Сейчас в продаже появились nos 322 иглы. Вот думаю купить если 322 вставку и воткнуть в 311 голову, будет выдавать частоты для квадро? Или там все же что и в самой башке есть отличие?

1 лайк

Задубели уж точно!

1 лайк

Не факт, у меня 311 вполне.

Кто-то менял алмазы в МС головках?

С козырей пошел :slight_smile:

Тут момент Дима вот какой. Скажем я имею ORTOFON RONDO BLUE у которой заточка иглы FC70 NUDE. Головка больше не выпускается. Т.е. еще можно купить в России либо RED либо BRONZE модель. Но первую мы пропускаем, а вторая вроде как в аудигаллерее отдается за 39000 целковых. По нынешнему курсу это значительно дешевле чем она реально стоила в свое время. Надо брать ?
Но есть вариант вот - вставка на 540 ортофон мкII с такой же заточкой иглы по цене “всего” 18000 рублев. Если взять по “правильной” ( а это сейчас не проблема) цене -то может быть очень даже интересно. Есть ведь и более дорогие проекты, скажем LONDON DECCA JUBILEE, головка очень нежная и хрупкая…ценник на не огого сейчас…

Интересная статья, но довольно примитивная, очень мало картриджей затронуто. Постулат, что ММ не хуже чем МС, а что кто-то это опровергал??? Поймал себя на мысли, что получил схожие результаты при использовании картриджей от Dynaveсtor, аналогично использую легкие шеллы с родным тонармом, но остановился на раздвижных шеллах от Orsonic и Philips. К сожалению не понял на что автор статьи потратил много денег, видимо он лучшее вообще не упоминал?? Из прочитанного попробую только один совет ,попробую тяжелые керамические шеллы от SONY, Victor, SAEC с ММ головками. Однако, подсказка была ранее, но не обратил на нее внимание. Как-то покупал шелл SAEC и пришел он с головкой Victor X-1II, тогда еще подумал , что в этом. что-то есть или я чего-то не знаю. Надо попробовать.

1 лайк

Это справедливо только в начальном и среднем сегменте МС, и то при соблюдении многих условий, условностей и допущений. В топовом сегменте МС ММ-головкам, увы, ловить нечего.Дабы подтвердить этот факт вчера я купил одну из лучших ММ-головок, когда-либо сделанных человеком - Grace F9E:

Скоро заценим ее в сравнении с близкими по стоимости МС, которые у меня есть, а также с топовыми, которые тоже есть.

2 лайка

Приветствую. Grace знал давно и понимаю, что там с только 9 начинается, ниже в принципе не интересно. Я и тонармы их знаю)) в том числе последние разработки. Не смотря на это 100 MKII техникс она не превосходит и по некоторым параметрам , к примеру, объему уступает VICTOR X-1. Топовые IKEDA, Dynavector, My Sonic Lab, Highphonic, Lyra, FR имею, но сказать, что они что-то превосходят??? Они просто другие, почерк. В статье,может давно написана, много не упомянутого. Victor 1000 , он многих превзойдет. Pioneer pc70mc вообще ни сточки, совсем не рядовая головка. SUPEX упомянутых в статье нет, есть 909 и 1000, не просто из них получить желаемое, но можно. А MICRO топовая , это с чем сравнивать у нее чисто ММ почерк во всем, хотя и МС))

Субьективно сравнивать правды не будет.
Другое дело, действительно №1 среди ММ (MI) картриджей это - London Decca
Обьективная причина - иная конструкция, без кантилевера.
Лучшего ММ в теории и практике вопроса нет, включая все винтажные и модерновые.

3 лайка

мне тоже London Decca представляется одной из самых замечательных головок в истории аудиоиндустрии. давно кстати уже не веду религиозных войн по поводу превосходства мс и мм. использую и те и другие согласно своих предпочтений в том или ином результате который хочу получить.

1 лайк

London Decca многие хвалят, а тут имея их три, все ни как не сподоблюсь установить. Скоро второй MICRO MAX-282 приедет, может тогда послушаю))) Какую руку под нее поставить , есть две SC и AU?

А какие три? про эксперименты с ними на сундуке есть пара тема-почитайте интересно. не очень они удобны при установке.

1 лайк

Ребят, так а какая Лондон Декка? их много или винтаж?
http://englishsound.ru/ru/cat/331.htm