Краткая история High Fidelity / A Tiny History of High Fidelity

image

Дождливая ночь в Портланде, 1936 год

Нашел увлекательный рассказ в двух частах — A Tiny History of High Fidelity Part 1 и Part 2. На рассказ можно смотреть как на очередное нытье про более зеленую траву раньше, но нельзя отнять у автора широты взгляда, точных наблюдений! Несмотря на то, что повествование в основном открывает Штатовскую историю аудио, но пара реверансов европейцам все же есть. Жаль, что до сих пор нет хорошего русского перевода.

Горы отличных тезисов

— Кинотеатры были двигателем прогресса в аудио

— За 10 лет с 1929 по 1939 были заложены основы современного аудио высокой точности (FM-стерео, двухканальный стереозвук, микрофоны, тонармы, усилители, акустика и горы разных ламп)

— «Seventy years later, vacuum tubes, and especially triodes, continue to be the lowest distortion amplifying elements ever made. No germanium or silicon transistor, JFET, or MOSFET has ever approached the distortion performance of the direct-heated triodes, with indirect-heated triodes following closely behind. In addition to low distortion in the absolute sense, the distortion spectra of triodes is favorable, with a rapid fall-off of the upper harmonics. (This is less true for beam tetrodes, pentodes, or solid-state devices, which are intrinsically less linear and have higher-order distortion curves.) »

— 1950-1964 — золотая эпоха High Fidelity: In the time-span of 1954 to 1964, TV changed from black-and-white to color, audio changed from table radios and massive “French Provincial” consoles to elegant stereo components, very high-quality FM radio became widespread. The advent of stereo moved the “bookshelf” speakers from a New York studio-apartment curiosity to the hi-fi mainstream.

— только в производстве динамиков был реальный прогресс с 1960-х годов за счет новых материалов и компьютерного моделирования!

— High-End — это выдумка журналов Stereophile (второй редакции) и Absolute Sound.

Вехи в аудио

Технологии и рост аудио рынка

image

1 лайк

211, 2A3, 300B какие старые лампы!

Назад к корням - это значит в 211 лампу. Ни разу вдумчиво не слышал.

1 лайк

Еще одна зарисовка рефлексирующего аудиофила

1 лайк

Петр Квортруп в статье «Юра, мы все просрали» (HIGH FIDELITY: THE DECLINE OF THE DECADES) рассказывает о результатах свои изысканий в технологиях записи, воспроизведения и прочей аппаратуры.

Вы, наверное, уже догадались, что трава раньше была зеленее. Петр подготовил таблицу, в которой отразил годы (по оси X) и относительное качество (по Y).

Весть процесс аудио воспроизведения поделен на 5 этапов. Все влияет на все :grinning:

1 Качество носителя — SOFTWARE QUALITY
2 Качество процесса записи — RECORDING QUALITY
3 Качество воспроизводящей аппаратуры REPLAY EQUIPMENT QUALITY
4 Качество усиления AMPLIFICATION QUALITY
5 Качество акустики LOUDSPEAKER QUALITY

Легко видеть, что в наше время деградировала акустика, весь процесс записи и качество носителя, но в изобилии хорошее усиление и источники!

Есть о чем подумать. Петр рассказал, что материала хватит на книгу :slight_smile:

3 лайка

Ну и загадка, какой любимый носитель у Пётра :wink:

А почему деградировал процесс записи? Есть идейки?

Потому что ЦИФРА и ТРАНЗИСТОР!

2 лайка

Лень и пофигизм. Транзисторы тут ни при чем.

Эта же статья

50 Years an Audiophile: John Atkinson’s Life In Audio

Сейчас посетил инсайт: Аудиофилия и прослушивание музыки никак не связано с ее написанием, и на мой взгляд, слабо соотносится с тем, играл/ет ли человек на инструменте. Это все увлечение вокруг получения удовольствия от музыки дома. Пусть кто-то задрачивает на звучание именно скрипки, пытается выстроить систему вокруг ее натуральной подачи, чтобы было как в ласкале или еще где-то там из первого ряда, но на мой взгляд, это в целом об удовольствии. Потому что исказить инструмент до неузнаваемости потрясающе сложно, если это не делать специально, все остальное направлено только на улучшения во всех диапазонах, и только для одного — музыки.

Ну вот я и досмотрел до того момента, когда сам Джон это же озвучил. Это все для воссоздания момента, когда ты говоришь себе “ну еще чуть-чуть послушаю и обнаруживаешь себя в 2 часа ночи”.

2 лайка

Конец High-End — это не то, что перестали покупать. Это исчезновение харизматичных людей, которые создают и движут марку. Личностей в отрасли все меньше.

https://www.soundstagehifi.com/index.php/international/soundstage-uk/1172-a-short-history-of-the-high-end

1 лайк

Ещё одна зарисовка из послевоенной Америки.
Как и почему появлялись первые модели макинтош и Scott. Как в Англии появился Leak и Quad.

https://audiophilereview.com/the-history-of-high-end-audio.html

Раньше было лучше!

2 лайка

История Hi-Fi: этапы становления и промежуточный итог

Музыка – один из важнейших и древнейших атрибутов цивилизации, элемент культуры. О талантах доисторического человека в сфере живописи мы можем судить по наскальным рисункам. Несомненно, что искусством «отражать действительность в звуковых художественных образах» он тоже владел, только не знал нотной грамоты, не говоря уже о технологиях аудиозаписи. Много веков играли и пели только «вживую», а массовость достигалась путем домашнего музицирования, будь то в аристократической гостиной или в крестьянском жилище.

Первые ростки Hi-Fi-технологий

Первые механические приспособления, позволявшие воспроизводить зафиксированные на каком-то носителе мелодии, к примеру, шарманка, появились лет триста назад, фонограф был предложен Томасом Эдисоном в 1877 году, а граммофон – Эмилем Берлинером спустя десять лет. В последнем носителями выступали плоские диски, как и у нынешних проигрывателей винила.

Электродинамические преобразователи как бы «произросли» из первых опытов с электричеством Майкла Фарадея середины XIX века и Александра Белла с телефонией в третьей его четверти. В 1876 году Эрнст Сименс, предложил «магнитоэлектрический аппарат для получения механического движения электрической катушки под действием тока» и, наконец, в 1898 году английский исследователь Оливер Лодж запатентовал конструкцию первого электродинамического излучателя звуковых волн.

А что такое Hi-Fi?

Все эти изобретения, несомненно, имеют отношение к заявленной теме, однако термин Hi-Fi, сокращение от High Fidelity, обычно переводится дословно как «высокая верность», но в русском языке есть хорошее многозначное слово «достоверность», которое, как представляется, лучше всего передает суть этого понятия.

Сегодня многие компании, выпускающие аудиокомпоненты, заявляют, что их философия или идея состоит в том, чтобы предоставить любителю музыки возможность слушать ее дома, как в концертном зале, или именно так, как задумывал при записи звукорежиссер. И, надо сказать, если не скупиться и грамотно подойти к формированию аудиотракта, а также произвести акустическую подготовку помещения, где ему надлежит работать, то с качественными записями можно достичь убедительного эффекта достоверности воспроизведения.

Впрочем, через несколько лет такое утверждение может оказаться преждевременным и не соответствующим действительности – ведь мы не знаем, как далеко продвинутся соответствующие технологии. Однако история Hi-Fi, как бизнеса, обеспечивающего потребность людей в прекрасном, говорит, что его развитие происходит рывками, а не плавно: бывали прорывные периоды, но они чередовались с годами топтания на месте.

Триединая сущность

При этом три главных составных части Hi-Fi-системы – источники, усилители и колонки – развивались по своим траекториям, тем не менее, оказывая взаимное влияние друг на друга. Так первыми были изобретены звукозапись и воспроизведение, которое давало более-менее приличную громкость с помощью граммофонной трубы. С высоты нашего понимания проблемы очевидно, что звуковой сигнал с иглы древнего звукоснимателя очень слабый и к тому же механический, представляющий собой распространение колебаний в упругих средах. Грубо говоря, «додумались» превратить его в удобную для передачи и преобразований электрическую форму только после того, как для нужд телеграфа и радио были разработаны методы электроусиления. Самый перспективный из них основывался на изобретении Ли Де Форестом в 1906 году вакуумной лампы с управляющей сеткой – триода или, как его называли, аудиона.

Убедительным стимулом к развитию технологий, как это обычно бывает, оказалась война, в данном случае Первая мировая, потребовавшая надежной дальней связи. Триод Де Фореста нуждался в теоретическом осмыслении и усовершенствовании; эта тема связана с другим американским исследователем и изобретателем, Эдвином Армстронгом, а также с такими корпорациями, как Bell Systems и Radio Corporation of America (в списке богатого наследия последней – коннектор RCA). В результате были предложены методы конструирования усилителей для аудио- и радиочастотных сигналов, «электрифицированы» запись и воспроизведение звука, а также быстро созданы сети радиовещания.

На этом этапе сложились предпосылки становления Hi-Fi: стало понятно, что раз удается на многие километры передавать без критических искажений по радиоканалам и телефонным проводам речь, то это же можно делать и с музыкой, записанной или транслируемой из студии. Требовалось лишь улучшить качество тогдашних носителей – пластинок из шеллака на 78 об/мин – и повысить пропускную способность линий передачи, а лучшим показателем для AM-радио в то время был диапазон от 50 Гц до 8 кГц.

Появившиеся к тому времени прототипы микрофонов и динамических головок обещали гораздо лучшие цифры: 40 Гц – 15 кГц, но на деле в суммарном итоге качество звучания ограничивалось свойствами источника и линии передачи, если речь шла о трансляции.

Источник —История Hi-Fi: этапы становления и промежуточный итог | Аудиомания | Яндекс Дзен

История Hi-Fi. Часть 2: Все для кино

В 30-е локомотивом развития аудиотехнологий стало кино. Хорошо известно, какую роль сыграл кинематограф в преодолении Великой депрессии в США, причем не в экономическом, а в психотерапевтическом плане, позволяя людям хоть ненадолго отвлекаться от проблем. В Европе, разоренной к тому же войной, дела обстояли не лучше, тем не менее, изобретения и/или их освоение бизнесом происходили в основном за океаном – так уж по многим причинам повелось.

Голливудские кинокомпании были вертикально интегрированными и могли контролировать производство на всех этапах – от написания сценариев и подбора актеров до оборудования съемочных павильонов и студий, а также оснащения кинотеатров, сети которых им тоже принадлежали. Это создавало конкуренцию и в то же время избавляло от ограничений, присущих радиовещанию, звукозаписи и потребительским устройствам, для которых уже были прописаны определенные стандарты.

– Коммерческая FM-радиотрансляция. Изобретенная в 20-е годы все тем же Эдвином Армстронгом частотная модуляция радиосигнала обеспечивала более широкий, чем амплитудная, частотный диапазон, лучшие показатели динамики и более низкие помехи и искажения. Владельцы FM-приемников впервые смогли получить опыт прослушивания радиопрограмм с высокой достоверностью звучания.

– Стереофония. Здесь следует упомянуть британского радиоинженера и изобретателя Алана Блюмлейна, предложившего именно ту технологию двухканальной грамзаписи системы 45/45, которая стала сначала европейским, а потом и американским стандартом. Его патент Великобритании №394325, полученный в 1933 году, представлял собой фундаментальную работу по вопросам стереофонической записи на механические и оптические носители (кинопленку), а также воспроизведения звука, включавшую в себя и психоакустические аспекты проблемы. Промышленное производство долгоиграющих стереофонических пластинок стало возможным только в конце 50-х годов; забегая вперед, скажем, что именно с этого события и отсчитывается история истинного Hi-Fi. А в 1940 году компания Walt Disney впервые продемонстрировала полнометражный мультфильм с многоканальным саундтреком «Фантазия».

– Теоретические работы по электроакустике, прикладные исследования и моделирование микрофонов, звукозаписывающих MC-головок, оптических модуляторов для записи саундтреков, звукоснимающих головок, колонок для кинотеатров прямого излучения и использующих рупорное оформление.

– Действующие образцы этих устройств от компаний Western Electric, RCA, Decca, EMI и др., которые применялись для записи и трансляции радиопрограмм.

– На смену триодам прямого накала пришли лампы с косвенным, начиная с модели «27» от RCA, что сняло необходимость использования источников постоянного тока, чаще всего аккумуляторов. Это открыло дорогу радиоприемникам с обычным питанием от сети.

Даже задача согласования по времени или временного выравнивания динамических головок у колонок впервые возникла и была решена по требованию кинорежиссера, которому не хватило реалистичности исполнения чечетки. Также двухусилительная схема подключения для снижения помех и увеличения динамического диапазона была применена в кинотеатрах и топовых радиоприемниках того десятилетия.

Можно сказать, что в 30-х годах прошлого века были заложены основы классического Hi-Fi, расцвет которого, по мнению многих, пришелся на 50-е и 60-е. Дальнейшее развитие было скорее процессом консолидации и постепенного распространения технологий из лабораторий ко все большему числу слушателей и по более доступным ценам.

Источник — Аудиомания

2 лайка

Скоро 100 лет уже.

1 лайк