Музыка — это своеобразная игра для мозга

Рецензия на книгу This Is Your Brain on Music: The Science of a Human Obsession — нейрофизиолог пишет о механизмах восприятия музыки.

Согласно идее автора, музыка - это своеобразная игра для мозга. Когда вы слушаете симфонию или песню, в каждый момент вы удерживаете в памяти уже сыгранный кусочек и неосознанно строите ожидание, что будет дальше. Слушатель “предполагает”, что заданный ритм продолжится, мелодическая фраза завершится сообразно известной ему музыкальной традиции - тем или иным способом. Иногда это ожидание выполняется, иногда композитор и исполнитель проделывают нечто неожиданное, но оправданное в общей с слушателем культуре, и оба варианта обеспечивают выработку допамина. Похожая ситуация с историями - вы погружаетесь в линию повествования и принимаете установленные автором и литературной традицией правила и дальше идет постоянная игра с вашими ожиданиями - вы предполагаете возможное развитие событий, которое сбывается или нет. Именно поэтому так раздражают финалы и повороты, выпадающие из пространства допустимых ожиданий и традиций - например, “на самом деле этого не было, герою все приснилось” или “эльфы шли-шли и нашли в кустах звездолет” - когда автор так поступает, он нарушает правила общей с читателем игры в ожидания и гипотезы. По этой же причине трудно сразу полюбить абсолютно чужую музыку - ваш мозг не научен формировать ожидания в незнакомой системе координат.

Особенность музыки состоит в том, что она обрабатывается сразу многими отделами мозга. Понятно, что базовое распознование проходит в соответствующих долях коры головного мозга, дальше - интересней. Ритм - важнейшая часть любой композиции обрабатывается мозжечком - самой древней и базовой структурой, которую в просторечии научпопа часто называют “мозгом рептилии”. Ну да, у рептилий он тоже есть и очень похож. Мозжечок координирует двигательные функции, и поэтому в нем происходит много процессов, связанных и разметкой времени - большая часть ключевых движений: ходьба, полет, прыжки завязаны на точный тайминг, поэтому мозжечок - один из ритмических центов нашего мозга. В мозжечке же происходят процессы, как-то связанные с самыми базовыми эмоциями: страх и агрессия напрямую закорочены на двигательный центр, чтобы ускорить реакцию.

Когда мы слышим музыку мозжечок распознает и выявляет ее ритмический рисунок. Рептилия слушает бой барабанов. Это чистая физиология, неизвестно доподлино, но возможно, что эта работа микромозга как-то цепляет эмоциональные механизмы - по сопричастности. Мозжечок же постоянно “строит гипотезу” о том, что будет с этим ритмом дальше, ведь распознавание ритмов разных природных процессов и координация своих действий с ними - важнейшая часть выживания. Когда волк приноравливается к бегу оленя и выбирает лучший момент для броска, его мозжечок делает то же самое. Кстати, во многих простых культурах музыка и пение неотделимы от танца - люди не понимают, как можно слушать ритм и не двигаться в этом ритме. Маленькие дети тоже легко начинают танцевать под понятную им мелодию.

Другое дело - мелодия. Звуки разной высоты и продолжительности соединяет в слитные фразы один из высших отделов мозга - лобные доли. Именно там происходит обработка этой сложной штуки, довольно близкой к речи, в лобных долях происходит процессинг мелодии из звуков, сравнение с уже известными музыкальными фрагментами, классификацию и построение гипотезы о продолжении.

Музыка затрагивает и многие другие рабочие зоны мозга. Все отделы играют вместе, как оркестр, выполняя посильную, слаженную и поэтому приятную работу. Игра.

Для того, чтобы музыка доставляла удовольствие, она должна находиться в идеальном коридоре сложности. Простые мелодии скучны, поскольку их неинтересно обрабатывать, что там за ожидания, если и так все понятно. Слишком сложные композиции или произведения, напичканные неизвестными культурными отсылками, тоже не поддаются процессингу, поэтому и не доставляют удовольствия. Мозг не справляется с формированием гипотез, не может включиться в игру с автором, оценить сюрприз или интригу - тоже скучно.

Оригинал — http://prometa.livejournal.com/399255.html

13 лайков

Вструпление для темы о PRAT :}

2 лайка

Тайминг-процессинг… где же они этих переводчиков-то берут.

1 лайк

Эффект новизны! Никогда не слышал такого. Группы одного альбома.

Неоправданно однобокое рассмотрение восприятия музыки. Описанный процесс касается лишь одной единственной грани восприятия музыкального произведения, связанной исключительно с левосторонне и лобно расположенным интеллектом.

Такое восприятие наиболее характерно, например, для зрительского восприятия чисто импровизационного фортепианного джаза, предполагающего наибольшее количество разнообразных крутых виражей музыкальных фраз в силу универсальности и полнодиапазонности инструмента. Зрители в зале некоторым образом напоминают интеллектуальных шахматных болельщиков, отличающихся, правда, от них покачиваниями туловища, головы и притоптываниями ног. Как и шахматные болельщики, джазовые зрители так же пытаются угадать на несколько ходов вперед развитие шахматно-джазовой партии.

То, что главная суть подобного джазового аттракциона заключается в угадывании дальнейшего развития музыкальной фантазии исполнителя ярко проявляется, когда публика начинает радостно и с энтузиазмом аплодировать, как только дружно сумела угадать, что будет дальше, и ее ожидания оправдались. В этот момент зрители переживают настоящий коллективный катарсис, самоудовлетворение своей “прозорливостью”, тем, что не зря живут и не зря зовутся любителями джаза, раз способны угадать. Мозг тоже собой доволен: как-никак оказался сопричастным творческому процессу на сцене. Да, такая импровизационно-техническая джазовая музыка является игрой для мозга.

Настоящая же, глубокая (и прежде всего классическая) музыка гораздо более сложное и многогранное явление, далеко выходящее за пределы просто игры мозга.

2 лайка

рука-лицо

зеркало

Похоже, человеческий мозг особо специально реагирует на музыкальные гармонии в звуках, в отличии от мозга других обезьян.

https://www.nature.com/articles/s41593-019-0410-7

Я точно не уверен, но похоже стенические эмоции активируют работу симпатической нервной системы, а астенические подавляют, кажется передние ядра таламуса связаны с лимбической системой которая отвечает за чувства и эмоции, а потом через таламус с гипоталамусом который отвечает за нервную и гуморальную регуляцию. Я туда написал?

да, совершенно верно, ибо только классическая музыка является музыкой, и вовсе не только потому, что слово “музыка” является древнегреческим, а “классика” обозначает принадлежность к Древнему Риму и Древней Греции; тут всё дело в качестве, которое должно быть предельно высоким и предполагать предварительное обучение, без которого невозможно слушать и понимать музыку.

в термин “музыка” была внесена путаница, когда в ХХ веке был внедрён масскульт с целью саботажа идеи общеобразовательнй системы и предотвращения интеллектуального развития широких масс населения, что впрочем коснулось не только музыки. Запад внедрил также комиксы и боевики наряду с роками, джазами, попсой и прочими отупляющими средствами воздействия, типа конкурсов, показов мод и т.д. и т.п.

в итоге, как результат обработки масскультом, появился класс псевдоинтеллектуалов, у которых главным принципом стало не знание и развитие на интеллектуальном поприще, а стала т.н. “продвинутость” которая как раз и уводит всё в сферу некой эзотерики, чтобы псевдоинтеллектуала нельзя было уличить в обыкновенном невежестве; тут очень важно обратить внимание - насколько гламуризированным оказалось понятие “новое” как если бы сам факт новизны что либо значил или влиял на качество продукта.

отсюда и все эти многочисленные псевдоинтеллектуальные мифы с привлечением, весьма далёких от предмета музыки, рассуждений о “полушариях мозга” наряду с апелляцией к бессознательной чуственности, всегда не к месту; ведь под этим соусом - наиболее удобно запродать какую угодно низкопробную ерунду широким массам населения, а особенно молодёжи, которая по неопытности является первоочередной жертвой данной диверсии, так как ей первой продают самый низкокачественный продукт под соусом “нового”.

но, как если бы этого было мало, культ молодости стал внедряться и в сознание взрослого населения; глупость и недоразвитость были гламуризированы настолько, что даже образованные зрелые люди постепенно стали принимать это как должное, проявляя неуместную снисходительность к дегенеративным явлениям, поддаваясь вектору падения, управление которым находится в руках идеологов масскульта, чьей целью является деинтеллектуализация общества, чтобы уничтожить средний класс - не только материально, а ещё и умственно, дабы на будущее иметь рабов, что послушно стучат по клаве на удалёнке.

Опять шарикъ c элитизмом своим.

а построение элиты - единственный выход из такой ситуации, чтобы сохранить высшие технологии, что были добыты в истории человечества и, некоторые из них, большими жертвами - вовсе не для того, чтобы сгинуть теперь за компанию с погибающими народами.

широкие массы населения доказали свою беззащитность против саботажа и вредительства, и теперь их не спасти; они обречены… а вот элиты как раз доказали свою устойчивость и волю к власти; соответственно, сохранение достижений человечества возможно лишь элитарным способом, который предоставляет возможность отсековой защиты от негативных мировых тенденций.

1 лайк

Эту тему я не закрою, а вас могу закрыть вместе с элитизмом.

это не элитизм, а констатация факта, который лежит на поверхности, будучи очевидным всем и каждому, а “страусиная политика” в попытке спрятаться от правды лишь отягчит вашу совесть, когда осознаете реальную ситуацию.

В реале складывается впечатление, что основная задача элиты - сохранение своей элитарности. А мелочами типа развития и элементарного выживания может и быдло заниматься. :grin:

1 лайк

Жаркие дебаты однако😁

Шарик со старой пластинкой, про то, что не все лишь могут.

@sharik прошу больше тему не угонять псевдо-элитизмом и теориям.

Да, все правильно, это редакция журнала “Ярбух фюр психоаналитик унд психопаталогик”.

О том, как на Земле появилась музыка и каким образом этот процесс был связан с половым влечением:

Как хорошо известно, мелодии способны доставлять людям сильное физиологическое удовольствие во многом схожее с настоящим экстазом. Нейробиологи обозначают эту реакцию слегка нелепым термином «кожный оргазм». Дело в том, что в предвкушении кульминационного момента трека у человека происходит резкий выброс дофамина в полосатое тело мозга (стриатум). Понимание этого процесса на химическом уровне позволило сформулировать правдоподобную теорию о том, почему мелодичные звуки вызывают у людей волну экстатических импульсов. Кстати, аналогичный по силе рефлекторный ответ могут спровоцировать секс, еда и наркотики.

Одну из первых попыток вникнуть в природу этого феномена предпринял Чарльз Дарвин. Согласно его теории, наслаждение музыкой фундаментально связано с половым влечением. По убеждению натуралиста, все музыкальные практики восходят к брачным играм и особо ярко проявляются у птиц. Мужские особи пернатых поют, чтобы привлечь партнершу, а самки, в свою очередь, предпочитают самцов с наиболее разнообразным репертуаром. Некоторые виды животных собираются для пения в стаи, чтобы облегчить себе поиски. Этот явление называется «токованием» и встречается среди насекомых, амфибий и парнокопытных. Такое поведение присуще даже обладателям самых увесистых мозгов на планете — горбатым китам.

Дарвин считал, эволюция музыки происходила по мере того, как гоминиды (семейство приматов) преображали половые крики зверей в артикулированные и точные звуки. В действительности идея о том, что музыка является «языком эмоций» не стала чем-то новым. Французский философ Жан-Жак Руссо высказывал схожее предположение еще в 18-ом веке. Однако Дарвин впервые заявил, что человеческие и животные эмоции схожи. Он утверждал, что люди обладают таким же базовыми эмоциями, как птицы, приматы и парнокопытные — это любовь, печаль, страх и гнев. Страх заставляет бежать; гнев побуждает атаковать; любовь - это эмоция привязанности; печаль — терапевтическая реакция на утрату. Будь то тропический лес, Московская валютная биржа или школьный двор, эмоции выполняют сопоставимые адаптивные функции.

Но что же насчет связи музыки и полового влечения? — спросит иной читатель. Сегодня у нас есть знания, которые идут вразрез с теорией Дарвина. Выясняется, что киты могут петь сами для себя, в такой конфигурации этот процесс больше походит на церковные хоралы. Что же касается птичьего щебета, то нам доподлинно известно, что женские особи тоже поют, а всеобщая убеждённость в обратном появилась из-за многовековой половой дискриминации. Приматы же часто используют мелодичные звуки, чтобы успокаивать и предупреждать об опасности.

Таким образом, экстатическое удовольствие от музыки не следует сводить к половому влечению. Американский теоретик Леонард Мейер, разгадавший эту загадку еще в 1950-х, предположил, что мы наслаждаемся мелодиями из-за их цикличной структуры. Какие-то закономерности заложены с рождения (что гармония развивается в том же направлении, с которого началась), какие-то приходят с минимальным опытом (что в поп-композиции за куплетом будет припев). Короче — человек ищет в звуках знакомость. Последние исследования показали, что стриатум поощряет нас дофамином, когда мы предугадываем последовательность звуков. Более того — даже когда ожидания не оправдываются, но происходящее остается в пределах понимания и оказывается приятным. Одним из популярных примеров того, как сильно людей радует несбывшееся линейное ожидание (иногда негативное), стало выступление Сьюзан Бойл, превратившееся в объект академических исследований.

Однако в конечном счете стоит признать, что феномен музыки куда глубже, чем банальная жажда повторов. Ведь она содержит не только логическую, но и духовную ценность, которую с таким же успехом можно свести к химическим веществам и квадратам, с каким любовь можно свести к сексу

1 лайк