Обзор Audio Note DAC 1.1x/II Signature
Внешний вид.
Когда получил коробку, то несколько был удивлен крупным габаритам аппарата. Казалось по фото и по начинке аппарат должен быть в 1,5 раза меньше, но он оказался приличных размеров, как в высоту, так и в глубину. Хотел поставить в стойку, но отказался от этой идеи. В общем формфактор на любителя.
Передняя панель выполнена, видимо, из листа фрезерованного и шлифованного алюминия без защитного покрытия от чего со временем на нем образовались окислы в виде пятен. Надо признать, что выглядит такое решение не самым лучшим образом. На передней панели, как обычно, расположен фирменный позолоченный шильдик с символами фирмы, ниже наименование модели и красный светодиод индикации, который загорается при включении аппарата. Никаких кнопок, информационного экрана и регулировок нет. Да, дизайн минималистичный, но меня это никогда не смущало, ведь главное – ЗВУК. При эксплуатации верхняя крышка и боковые стенки практически не греются.
Коммутационные и поддерживаемые типы соединений:
Цифровые входы: S/PDIF и AES/EBU (переключаются специальным тумблером на задней панели);
Выходы: линейный RCA;
Входной сигнал: РСМ не более 24 бит / 96 кГц (показатель получен опытным путем)
Прослушивание и звук.
В связи с тем, что в качестве источника сигнала у меня до сих пор подключен Macbook и конвертер Berkeley Alpha USB, то особо не размышляя сразу законнектил агрегат AN c ним.
Признаться честно, я не ожидал, что при первом включении ЦАП испытаю некоторый «вау»-эффект даже без предварительного его прогрева. Хотя зная о преимуществах лампы, я начал прослушивание с джазового материала и вокала. С первой же композиции я ощутил мягкость, округлость, аналоговость подачи и теплый почерк аппарата. Вот именно этой теплоты при воспроизведении живой инструментальной музыки мне немного и не доставало в изделиях от Leema, - подумал я. С последующими треками это ощущение только усиливалось. Джаз и классика звучат в исполнении AN очень выразительно, музыкально и мелодично, с большей натуральностью по сравнению с другими ЦАП, например, marantz HD-DAC1, Leema DAC, Lynx hilo, которые мне удалось лично послушать.
Немного о них. Marantz HD-DAC1 я считаю, что из бюджетной лиги, поэтому заострять на нем внимание не буду. Я много надежд возлагал на Lynx hilo, но им не суждено было сбыться. Фактически Lynx hilo звучал мягко, детально, глубоко и масштабно (про DSD вообще молчу), почти аналогово, тембрально даже интереснее чем Leema DAC, но в некоторых моментах чего-то не хватало: где-то послезвучия не дотянул, тут пик сгладил, тут мощи и напора не дал. В целом, я бы оценил звук Lynx hilo как мониторный или студийный, а в моей системе на грани аналитичности и прохладности. К тому же при приобретении конвертера Hydra Z, которая избавила Leema DAC от нескольких недостатков USB соединения, связка Leema DAC + Hydra Z зазвучала интереснее Lynx hilo все в тех же отмеченных ранее моментах. Так что с небольшим сожалением решил двигаться дальше и поменял Lynx hilo на конвертер Berkeley Alpha USB, занявшись дополнительной подготовкой цифрового сигнала c ПК.
Это был небольшой экскурс в историю, но теперь вернемся к главному персонажу нашего обзора. Особенной похвалы заслуживает передача AN вокала. Он получается каким-то певучим и ласкающим слух. Погружение в прослушиваемый материал и объемность звука подкупают. Я как-будто пересел с середины зала на первые места. В целом, слушая живую инструментальную музыку и особенно вокал, вообще что-либо анализировать не хочется. Звук на столько приятный, что от прослушивания просто не оторваться. Чувствуется, что AN и Berkeley Alpha USB прекрасно сочетаются и дополняют друг друга. Незаметно закончился день и я оставил ЦАП на дальнейший прогрев, чтобы ощутить потом сразу все полюсы и достоинства аппарата.
На следующий день, как и следовало ожидать, прогрев положительно сказался на саунде, который приобрел бОльшую прозрачность и детальность, как-будто сняли вуаль. Сцена осталась как бы приближенной к слушателю, а объемность, масштабность и вовлеченность только усилились. Конкретнее про сцену и распределение КИЗ мне сказать сложно, но вроде придраться не к чему. Разделение первых и вторых планов имеется, при этом задний план также достаточно детален. Если в общих чертах, то ВЧ - мягкие, детальные, ненавязчивые и чуть приглушенные. Середина детальна, прозрачна, радует тембрами и певучестью. А вот с низкими частотами не сразу разобрался. По первым наблюдениям казалось, что на динамичных участках бас несколько теряет детальность и как бы замыливается на фоне других частот, при этом теряется напор и драйв. Это немного насторожило.
Сделаю небольшую ремарку и замечу, что пока при тестировании АН я использовал только джаз и классику, интуитивно предполагая, что это легкий для него материал. Вы спросите: «Почему не сразу все жанры?» Потому, что АН имеет несколько специфических моментов, которые нужно понять и простить. А вот для этого сначала надо ощутишь все его очарование в родной стихии и тогда его недостатки покажутся скорее придирками или нюансами. Ну, это я лирику развел и немного забежал вперед, а теперь конкретнее.
Для того чтобы разобраться с вопросом жанровости ЦАПа и с басом я перешел на более быструю, жесткую (в том числе касается самой записи) и мощную музыку - рок, а затем и металл. Первым при дальнейшем прослушивании стал образ диска группы A-ha - Memorial beach (японец). И вот тут я ощутил несколько неприятных моментов. Как я и предполагал, мягкость и округлость подачи на данном альбоме пришлись немного не кстати. В целом музыка теряла в драйве, напоре и экспрессии, которые хотелось бы услышать при проигрывании данного альбома. Я думаю что, скорее всего, это вызвано склонностью ЦАП к сглаживанию динамических переходов и всплесков. Альбом Memorial beach звучал как-то не выразительно и не интересно, особенно по сравнению с джазом или классикой. Увы, при таком раскладе о всеядности аппарата говорить не приходиться. Не думаю, что это было связано с недостаточным прогревом девайса т.к. шел третий день прослушки. К сожалению, проверить улучшение звучания сменой ламп не смог из-за большой загруженности. Далее на композициях Iron Maiden - Fear of the dark, Rammstein – Rosenrot все эти нюансы тоже давали о себе знать. Также прояснился вопрос с басом. Его разрешение, скорость, динамика все-таки были недостаточными для такой музыки. Мне хотелось, чтобы он бил более ритмично, хлёстко и акцентировано. Нет, в целом эту музыку хорошо можно слушать не заморачиваясь, конечно если не включать для прямого сравнения другой цап или сидюк. Но я не удержался и поставил эти диски на Leema Antila II. Тут все очевидно без глубокого анализа. Leema Antila II – выдает на роке более детальный, скоростной и драйвовый саунд при сохранении вовлеченности и музыкальности. На Лиме бас более акцентирован и точен, задает нужный темп и ритм. В который раз убеждаюсь, что сидюк у Leema получился очень удачным. А вот на инструментальной спокойной музыке, на тех же тестовых треках джаза и классики AN играет заметно более масштабно, утонченно и музыкально, а главное теплее и как бы натуральнее, чем Antila. Да уж, понимаешь, что все-таки добиваясь универсальности приходиться чем-то жертвовать. На этом моменте осознаешь, что хочется продолжать слушать джаз и классику, вокал на AN и забыть про рок и металл. Что это? Первые признаки зависимости?! Понимаете в чем дело, если послушать хотя бы несколько треков инструментала и вокала на AN и запомнив его характер исполнения, не хочется больше эту музыку слушать на другом устройстве. Вот такой вот эффект!
Теперь несколько слов о влиянии на ЦАП сетевых и межблочных цифровых кабелей. Безусловно, влияние сетевых кабелей имеет место. Тут для меня не было открытий. Максимальный эффект по всем показателям был достигнут с сетевиком Fisch Performance P-7 (на заводских вилках), который был подключен в другую от усилителя розетку. В качестве цифрового кабеля в моем распоряжении были: DH-labs Silver Sonic D-750 RCA, коаксиал от AN (шел в комплекте) и еще несколько кабелей любезно предоставленных Алексеем, который 1 день принимал участие в тестировании ЦАП. Надеюсь, что Алексей может в конце обзора черкнет пару строчек о впечатлениях после прослушки. Наиболее положительно отличились DH-labs Silver Sonic D-750 RCA и AN. На сильных для цапа жанрах и вокале родной кабель AN показал большую музыкальность, мелодичность, певучесть и вовлеченность. Видимо кабель специально так был подобран и это ожидаемо. DH-labs Silver Sonic D-750 RCA показал себя лучше на динамичной музыке - роке и металле, добавив немного остроты, глубины и прозрачности, но описанные выше недочеты он тоже не исправил. Хотелось бы отметить неплохую универсальность кабеля от DH-labs, учитывая его цену. А вот чего мне не хватило, так это наличия AES цифрового кабеля. Осталось чувство не раскрытого потенциала аппарата.
Не могу не написать о впечатлениях, которые оставил AN при использовании с другими источниками. Например, с уже знакомым конвертером Hydra Z. Да, у меня два конвертера! И результат меня опять удивил. Хм… поразительно как они не подходят друг к другу. После подключения Hydra Z звук потерял округлость, мелодичность, объемность, масштабность и как-будто ушел в колонки. Слушать уже не так интересно. Неожиданно! Помните, что ранее я отмечал отличную сыгранность Berkeley с AN. Ну что же, это уже не простое предположение, а факт! Начинаешь вспоминать о некоторых комментариях по поводу аналитичности Hydra Z. Ну да ладно, речь сейчас не о ней.
Так же, благодаря Алексею, удалось послушать его с транспортом Micromega Duo CD3.1. С ним звук стал как-то острее, строже, вроде еще прозрачнее и немного динамичнее. Масштабности и объемности стало немного меньше, но мелодичность, музыкальность и аналоговость остались на том же уровне. К сожалению, новый источник ситуацию с роком тоже не исправил, но показал, что звук можно подкорректировать если что. В общем, Micromega с AN хорошо играет! Хотя слушали недолго т.к. соседи стали стучать по батарее) Сами понимаете, что беспрерывное прослушивание музыки в течении 5-6 часов не каждый сосед выдержит ) А нам вот хотелось AN слушать и слушать не останавливаясь – похоже это особая черта AN!
Незаметно за тестированием AN и написанием на него этого обзора на следующий день пришел ЦАП Counterpoint DA10, который тоже параллельно участвует в туре. Очень было интересно услышать, а как же он отыграет рок и металл. Аппарат не подвел. Даже не прогретый он очень хорошо и без особых проблем отыграл весь тяжелый материал. Аналоговость, драйв, динамика, ритмичность, а также детальный и упругий бас – все присутствует. Безусловно, у него есть свой почерк и нюансы, как и у AN и любого другого аппарата, но об этом подробно расскажу уже в следующем соответствующем обзоре.
Резюме
Достоинства: удивительная музыкальность и мелодичность на живой инструментальной музыке со 100%-ым погружением в прослушиваемый материал; очень душевная передача вокала; мягкий, масштабный и объемный звук; хорошая детальность.
Недостатки: отсутствие жанровой универсальности; небольшое сглаживание динамических переходов и атак; недостаточная проработка баса на динамичной и тяжелой музыке; поддержка РСМ не более 24 бит / 96 кГц – скромные параметры по сегодняшним меркам; отсутствие балансных аналоговых выходов. Последние 2 замечания – это скорее придирки.
Заключение: Поразительно музыкальный аппарат, заслуживающий самого пристального внимания, несмотря на некоторые недочеты. Поверьте мне, если вы еще не слушали, как звучит хотя бы этот AN, то потеряли море удовольствия и положительных эмоций от прослушивания музыки. А послушав AN хотя бы один раз, расстаться с ним уже будет не просто. Лично мне его уже не хватает ) Обязательно приобрету себе такой ЦАП, а может линейкой повыше, но только в полностью черном исполнении.
Тестовая система:
Источник Macbook Air 11
Конвертер Berkeley Alpha USB
Кабель USB AudioQuest Diamond
Коаксиал AN, DH-labs Silver Sonic D-750 RCA
ЦАП AN + сетевик Fisch Performance P-7 (на заводских вилках) + межблок Supra Sword Special Edition XLR
Усилитель Plinius hiato + сетевик furutech alpha 55n на коннекторах Oyaide P46
Акустика PMC OB1i + акустический кабель Shunyata Black Mamba
Тестовая музыка:
A-ha - Memorial beach (японец)
Bryan Farry - Taxi
Diana Krall
Mylene Farmer - L’antre
Iron Maiden - Fear of the dark
Rammstein - Rosenrot
Classic (сборник ту выкладывал)
Сборник “Весь этот джаз” (тоже тут выкладывал)
Файлы DSD
Carpenters - The Singles 1969-1973
Michael Jackson - Thriller (1982)
Sarah Brightman - La Luna iso SACD
Schiller - Leben (2004) [SACD] (ISO)
ERA - The Mass (2003) SACD
Файлы flac высокого разрешения.
a-ha - Hunting High & Low [24-192]
Jean-Michel Jarre - Essential Recollection [24_48]
Файлы DSD проигрывал при максимальном разрешении 24/96 т.к. leema не поддерживает этот формат.
Выражаю благодарность @dmitre и @Mak за возможность участия в туре, а также всем остальным кто прнимал участвовае в его организации.