Мерный Мэтр.
В соседней ветке скрестились шпаги любителей разных жанров и музыкальных конфессий. Так как разговор быстро приобрел довольно ощутимый накал страстей и все хотели защитить любимые жанры, кто чем под руку попадалось ,без разбору. Я здесь немножко пройдусь что требуется , на основании моего скромного опыта, для получения грана удовольствия от великого и могучего Его Величества БСО. Это мое мнение , оно индивидуально и выражает мое понимание. У Вас есть свое ? Замечательно - но в этой ветке после моего, как минимум.
1 КДП
Да - именно с нее и начнем. В небольшого размера КДП сложно разместить и АС и сделать хорошую звукоподготовку, да и вообще больше чем одному слушать что-то масштабное. БСО это прежде всего масштаб и связанные с этим проблемы. Это не говорит что нужна запредельная громкость для его прослушивания, но на крайне малых уровнях слушать будет не комфортно. Вернее часть картины пропадет безвозвратно - за счет очень большого диапазона и его наполненности достаточно плотно инструментами и морем нюансов. Я уже не говорю о динамических всплесках Тутти - которые должны быть именно динамическими, поглощающими и захватывающими.
Мое мнение что около 30 квадратов грамотно подготовленного для звука помещения будет достаточно оптимально. Плюс-минус.
2 АС
Полочники (даже крупные) и наслаждение БСО это понятия слабо совместимые. Именно из за ограничений их по всем нужным нам фронтам. Начиная с инфраниза (которого быть теоретически не может в таком объеме ) , заканчивая перегрузочной способностью, которая нам очень будет нужна. Очень желательны чувствительные АС - и имеющие максимальную границу без “форсажа” по низу. Именно там клубится много в атмосферности , “вздохи” оркестра ,отклик зала.
Очень сложно дело обстоит и с СЧ - ВЧ диапазоном. Цимбалки не должны быть потеряны и треугольнички не могут быть забиты в угол. Выпирание же СЧ даст “маршевость” и бравурность в совершенно ненужных местах. Медные любят доминировать в неудачых АС и портить всю картину.
АС желательно расположить на достаточном расстоянии (вспомним что большая КДП это нам позволит сделать без проблем с “упиранием” в стены).
В итоге крупные , высокочувствительные АС - напольники это то что дирижер прописал для нас.
Усиление
Вопрос камень-лампа каждый решает сам. Это зависит и от АС в том числе , зависит и от КДП. Для меня лампа стала оптимальной, сильная , точная лампа , которую подбирал довольно долго.
Требование главное - возможность быть максимально точным усилением и не иметь проблем как с макро , так и с микродинамикой. БСО этого не прощает - там присутствуют как тончайшие, так и масштабные фрагменты и потеря их недопустима. Сместить баланс очень легко и тогда гармония пропадет безвозвратно. Кроме того усиление должно быть максимально независимым от внешних условий - размещения, какого-то экзотического кабельного сета или уникального источника. Иначе сбалансировать его будет сложно и компромиссов будет море. А оно нам надо ?
Мой выбор оконечник и предусилитель. Ваш может быть и интегральником. Выбор всегда есть.
Источник.
Крики “винил” и “лента” я слышу отсюда. Сторонникам винила и ленты - винилово и лентово. Да будут их моечные машины и клэмпы заняты постоянно. Да не сносится стекло на головках и не будут сыпаться ленты. А здесь только о цифре.
Классика очень успешно издается и издавалась на компакт-дисках. В последние годы пошли и хайрезы и DSD , как переиздание , так и новые записи. Это радует. Трудность записи БСО накладывает свои отпечатки на все релизы и они бывают очень разными по качеству. Ищите и обрящите.
ЦАП - чем он будет лучше, тем лучше пройдет вся цепочка от него до Ваших ушей. Верхние мультибиты строят великолепную картину БСО и просто уносят в нирвану. Там они очень востребованы. Именно из за сложного звукового полотна и умения их замечательно все раскладывать по полочкам и ярусам. По глубине и осязаемости образов, по тончайшим нюансам.
НО далеко не все. Есть и довольно вялые от природы типа Филипса и с нюансами в динамике на ультараналоге.
Что будет давать цифру ЦАПу ? Например CD транспорт высокого класса. Реально высокого, тут экономия будет совсем неуместной. Либо что-то из твердотельных транспортов или компьютеров , которые потихоньку вытесняют старичков СD новыми форматами и контентом доступным из всемирной паутины. И вытеснят - но пока еще , в лучшем случае, паритет.
Слушатель.
Да. Он. Не пассивное звено - а участник действа. Понимающий хоть немного теорию музыки, часто бывающий на концертах. Слушать БСО фоном это теоретически невозможно. Если это допустимо - то классика и современные произведения для БСО просто проходят мимо. Лучше не мучить так себя и идти искать что цепляет. Не важно что - хоть дабстеп. Классика требует понимания и подготовки - иначе это просто попытка учить иностранный язык без знания слов и букв. В отличии от менее требовательных жанров тут все сложнее. Примерно как с оперой - не нравится оперный вокал, неслышно в нем ничего - значит просто нет понимания этого. Появится или нет - вопрос сложный.
По поводу критериев.
Их немного. Естественность - это главный.Когда произведение воспроизводится в гармонии, нет ощущения ЗВУКА.Мозг проходит ЗВУКИ и получает то что на живом концерте - единую гармонию. Можно рассматривать звуковое полотно как картину - любоваться разными местами. Слушать несколько раз и снова любоваться уже другим фрагментом. Картина цельная, единая. Нет ничего , что в ней инородно , или выпадает из общего рисунка.
Если в тех же малых составах все проще - потому что полотно более приближено к малым формам. То для БСО достижение гармонии в его воспроизведении очень сложно - приходится идти к нему малыми шагами и долго.
Будет ли сетап , готовый для БСО, воспроизводить все подряд ? НЕТ. Потому что это меч - катана , а не готический тесак для тяжмета ,или кривая сабля для попсы. Если Вас устроит слушать тяж с его компрессированными записями "как есть " или синтипоп с его химическими инструментами и плоским звуком - Ваше дело. Но лучше под них сделать сетап “с коррекцией” - именно для этих их грехов. Ну если , конечно , это нужно. И для Вас эти жанры дороги так же , как для меня мои.
По КОНКРЕТНЫМ устройствам. Для меня они в моем сетапе. В обзорах - в сетапах моих друзей, для Вас - в вашем пространстве. Сменится один элемент - потянет за собой другие.
Я поделился исключительно своим опытом - Ваш OlegSA