Есть люди, которые жить не могут без глубоко-эшелонированной сцены. На самом деле очень многие системы неверно передают масштаб, когда размер головы и рта певца получается с лошадиную голову. Бывает, наоборот, все мелкое-мелкое, как с последнего ряда в летнем амфитеатре.
Большинство систем вообще никакую сцену не рисуют. Сцена, без натужного психоакустического додумывания - редкий зверь. Большинство аудиофилов вообще не знают, что такое сцена. Какое такое эшелонирование? Вы о чём?
Да и большинство записей не содержат адекватной информации о сцене. Адекватная сцена получается, если из зала писать на стереомикрофон. А если записывать каждый инструмент, потом сводить как попало, добавлять “воздуха” и прочих радостей, - тут о сцене лучше забыть.
стереозапись и ее воспроизведение это не воссоздание реальности исполнения, а воссоздание некоей условности
в реальных условиях живого концертного исполнения понятие саундстейджа весьма условно при восприятии из зала и практически никак не кореллирует с аудиофильскими живописаниями на эту тему
в условиях восприятия некоей условности под названием “воспроизведение стереофонограммы” саундстейдж, которого не бывает в реальности, всеж нужен в более развесистом виде(представлении) ибо без него условность стереофонограммы становится ещё более условной, а понижать уровень порога компромисса комуж охота. Поэтому некий искусственно преувеличенный в своей выразительности(презентации) саундстейдж в домашнем аудио необходим для приятности времяпрепровождения.
Для меня важна не сама сцена, а её стабильность. Даже при наличии некой масштабируемости и или условности (все записи разные, микрофоны стоят по разному) передний план и задний план должны быть чётко различимы, также как размеры (обьем) нашего УСЛОВНОГО зала. А вот стабильность - ощущение, что инструменты играют с одних и тех же позиций в назависимости от громкости и сложности композиции ( количества одновременно звуч. инструментов ) - вот это уже достигается классом каждого компонента и их общая согласованность в системе. Любая мелочь может это дело испортить.
Тем кому не важна сцена — можно считать повезло, наушниковый тракт по всем другим параметрам выиграет при равной или даже значительно меньшей стоимости.
Есть и другая сторона — часть людей не слышат сцену, или некоторые эффекты, связанные с фазой, например, даже если они есть, просто особенности pinna transfer function.
Дело в том, что звук двух колонок это не только звук двух источников, это и эффекты связанные с взаимодействием звуковых волн между собой и с преградами.
Комната формирует реверберационную картину, а следовательно может дорисовывать то чего нет на записи в принципе.
То есть колонки грубо говоря в различном их исполнении могут добавлять некие эффекты как сами по себе, а так же эти эффекты формирует и комната прослушивания.
Я однаждый купил хорошие колонки для своего друга, мы их вместе слушали и были поражены некой реалистичностью вокала, глубокой проработкой пространства.
То есть, ощущалось что перед тобой целая огромная площадка и расстояния между звуковыми образами и исполнителями вполне существенные а сами исполнители практически осязаемы.
После покупки и переноса этих колонок вообще в другое помещение все это просто исчезло, звук стал совсем не таким…
При этом в новом помещении через время опытным путем колонки были установлены практически перпендикулярно друг другу, то есть совершенно НЕ так как у всех обычных стереофилов а через задницу.
Пространство и ощущение изменилось до неузнаваемости, реально звук не имел фокуса но имел очень широкую сцену, и это было очень впечатляюще.
И мой знакомый попросил оставить все как есть.
Даже если запись сделана не на сцене через два микрофона, звукорежиссёры все равно расставляют инструменты и музыкальные события записи в виртуальном пространстве красиво. Зачастую, даже интереснее, чем в реале. Причина отсутствия сцены в неудовлетворительной (как правило) расстановке АС в помещении прослушивания, которое, в свою очередь, часто непригодно для прослушивания музыки в принципе. К тому же АС ставят по остаточному принципу - чтобы не мешали мебели и вписывались в интерьер. Также следует напомнить, что за формирование сцены отвечает пред. Не пассивный регулятор и не выходной каскад источника. А хороший пред сегодня дорог. Мало кто его использует, считая лишним звеном. Ну и наконец, не каждые АС способны воссоздать пространственные характеристики правильно. Дай Бог, чтобы отыгрывали диапазон прозрачно и не гудели.
Ахинея.
Сцена сформирована при подготовке фонограммы а в воспроизводящем тракте, каждое его звено для ее правильной передачи “стэйджа” должно иметь наименьшие нелинейные(а следовательно и фазовые) и прочие искажения от источника до комнаты включительно.
Моно источник с 1 излучателем?
Или Моно источник с множеством излучателей в одной плоскости?
Или моно источник с множеством фазокогерентных излучателей?
Или моно источник с множеством излучателей разной направленности?
Не суть сколько излучателей, какая разница, лишь бы не кривое. Запись стерео нужно суммировать к моно, конечно, лучше/проще моно-запись. Сцена естественно отличается от стерео по азимутам, но она будет достаточной явной.
Сцена в звуковоспроизведении, с моей точки зрения, вещь неоднозначная.
Плюсы:
Позволяет лучше воспринимать отделно звучащие инструменты. В некоторых случаях это улучшает восприятие - например, в роке. Это очень субъективный пункт.
Позволяет достичь вау-эффекта - осязаемой трехмерности.
Минусы:
Отвлекает от, непосредственно, восприятия музыкального произведения. Вау-эффект перетягивает на себя часть внимания. Это уменьшается, как мне кажется, с увеличением количества исполнителей (например, БСО).
Сцена в моно может быть только от низкого качества (или неисправности) аппаратуры, от особенности технологии (винил: игла считывает каналы немного по-разному) или переотражений помещения. Т.е., все это искажения. В идеале звук моно идет из одной точки - какая тут сцена?
И, вообще, монозапись звучит, как правило, более целостно.
Стерео и, следовательно, сцена - это такой улучшайзер. В реале на концертах мы никакого стерео практически не слышим: растояние между самими исполнителями значительно меньше, чем между исполнителями и слашателями.