«Собаки не слушают фонограф» или His Master's Voice

Статуэтка этой собачки часто-часто мелькает на фото аудио-системах иностранных меломанов. Ниппер, так зовут эту собаку, был почти как Хатико для любителей музыки тех времен.

Оригинальная картина с цилиндрическим фонографом.

Щенок Ниппер

Щенок Ниппер родился в Бристоле, Глочестер, Англия в 1884 году и получил свое имя из-за своей привычки слегка покусывать посетителей за пятки. Когда его первый хозяин Марк Барро умер в бедности, Ниппера забрал в Ливерпуль, младший брат Марка, художник Фрэнсис Барро.

В Ливерпуле Ниппер впервые увидел фонограф, машину для записи и воспроизведения на цилиндрах, и Фрэнсис «часто замечал, как озадачен он был, пытаясь понять, откуда идет голос». Эта сцена настолько отпечаталась в сознании Фрэнсиса, что через три года после смерти Ниппера художник решил запечатлеть ее на листе.

В 1898 Френсис Барро закончил картину, назвав ее “Собака, смотрящая и слушающая фонограф”. Поскольку основным источником художника была продажа своих работ, Барро попытался сделать это, выставив ее в Королевской Академии искусств, но получил отказ. Его попытки продать картину через художественные салоны так же не увенчались успехом. “Никто не поймет, что эта собака делает” - такова была причина отказа! Это обстоятельство натолкнуло Барри на переименование картины в “Голос его хозяина” (His Master’s Voice).

Потеряв надежду на продажу картины традиционными схемами, Френсис обратился к промышленности. Первым адресом стала фирма «Эдисон-Белл-Компани» — ведущий производитель фонографов того времени. «Собаки не слушают фонограф» — ответили в офисе, что также означало картина не покупается. Но Барро не отчаивался и продолжал искать решение.

Барро решил перекрасить раструб из черного в золотой, что должно было помочь продаже. С этой мыслью, летом 1899 он посетил офис недавно основанной «Компании Граммофон», с фотографией картины и просьбой позаимствовать латунный раструб. Как позже писал Барро в статье в журнале «The Strand»: «Управляющий, мистер Барри Оуэн спросил меня, продается ли картина, и не мог бы я представить их собственную машину, Граммофон, вместо той, которая есть на картине. Я ответил, что картина продается, и я могу сделать замену, если он предоставит мне инструмент для образца.»

Обновленный рисунок, с грамофоном.

Главным условием сотрудничества стала полная замена фонографа граммофоном, на что автор согласился без особых возражений. Компания «Граммофон» 15 сентября 1899 года отправила Барро письмо, в котором ему было сделано официальное предложение о покупки картины. Ему заплатили 50 фунтов стерлингов за саму картину и еще 50 за весь копирайт (эксплуатацию идеи). В фирме уже тогда понимали значение авторских прав для ведения дел. Вскоре переработанное полотно было готово и представлено мистеру Барри Оуэну. Он был очень доволен и сразу заказал еще 12 копий для вновь открывающихся филиалов компании.

Интуиция не обманула Оуэна. Он сразу почувствовал, что картина будет отличной рекламой граммофона. И будущее показало, что он был прав. Увидев в витрине картину с собачкой, каждый знал: здесь продаются граммофоны и пластинки. Повезло и художнику Барро. Это был его звездный час, ведь картина, которую он уже потерял надежды продать, стала эмблемой и торговой маркой быстро развивающейся компании.

Капитализация идеи полотна оказалась огромной. Торговая марка “Голос хозяина” была зарегистрирована и использовалась дочерними компаниями фирм “Граммофон” и “Виктор” по всему миру кроме России, где до 1917 года применялось название «Пишущий Амур».

Новая торговая марка впервые была использована в январском каталоге фирмы 1900 года. Тогда же было напечатано 5000 копий картины и все они были проданы дилерам компании по 12.5 пенсов за каждую. Через семь лет «собачка у рупора» появилась на всех бланках и официальных документах «Граммофона». В 1910 году, после долгих споров и запутанных судебных разбирательств с конкурентами, вышло постановление, суть которого состояла в том, что компания больше не обладает эксклюзивным правом на использование титла «Граммофон». Собственно с этого момента новое название His Master’s Voice – стало значиться на грампластинках, граммофонах и всей другой продукции фирмы.

Интерес к картине и собачке был настолько велик, что в 1900 году Германское отделение “Компании Граммофон” даже отсняло специальный фильм о Ниппере, копия которого и сейчас хранится в музыкальных архивах EMI.

К сожалению, главный герой - Ниппер - так и не «осознал» своего вклада в развитие мировой музыкальной культуры. Пес издох в сентябре 1895, за несколько лет до своего “увековечивания”. Художник Фрэнсис Барро скончался в 1924 году в Лондоне. К этому моменту компания “Граммофон” потратила на популяризацию картины не менее 10 миллионов фунтов.

Но история на этом не закончилась. Восхищение собачкой на этикете росло с каждым годом. К 1950-му году оно стало так велико, что фирма EMI (преемник компании «Граммофон») организовала перезахоронение останков легендарного пса в том месте Кингстона-на Темзе, где, по словам очевидцев, находилась могила Ниппера. Во время пышно обставленной церемонии было найдено несколько собачьих костей. Но кто может утверждать, что это были останки того, чей облик увековечила кисть художника. Когда хозяина дома, где жил Ниппер в Бристоле, спросили, разрешит ли он EMI повесить на стене памятную табличку, ответ был лаконичным:“Да, если компания купит дом!”

В 1980 году, после появления в продаже первых компакт дисков, был найден двойник Ниппера - пес по имени Тоби. В его служебные обязанности входило персональное появление в магазинах для стимуляции спроса на новые носители, но идея не получила широкого развития. Знаменитый знак авторизации продолжает жить и сегодня. Его изображение каждый вечер «загорается» над зданием на Оксфорд-стрит, где находится крупнейший магизин “His Master’s Voice”.

Картина “Голос Его Хозяина”, обессмертившая имя художника Барро и пса по имени Ниппер выставлена в штаб-квартире Электрик энд Мьюзик Индастриз" (EMI) в Глочестере. Завсегдатаи офиса, утверждают, что если смотреть на нее под определенным углом, то можно увидеть оригинальный фонограф, который просвечивается через второй слой краски. Но для наступившей новой цифровой эпохи это уже не имеет никакого значения.

Варианты логотипа

С небольшими вариациями логотип живет вот уже 116 лет!

1910 Deutsche Grammophon

1910 British Gramophone Company

1921 реклама проигрывателя Victor Talking Machine

1977 логотип RCA Nipper

JVC/RCA Victor Nipper

21 лайк

Красивая история, спасибо, Дим!

Спасибо, Дим, ролик порадовал и еще JVC адаптация лого, такая собачка с японским акцентом)))))

1 лайк

Аза, с узкими глазами ;)))

На eBay их полным-полно

2 лайка
6 лайков

Бэнкси

2 лайка

о! у витрины буханка!

В своё время покупал себе в Японии акустику Victor Zero FX-10.
И спешиалли к ней был куплен там же сОбак. Акустики уже три года как нет
А сОбак всё ещё живёт у меня в шкафу, как гляну на него - вспоминаю акустику,
историю приобретения и радость от пользования.

8 лайков

Ребята, а у кого есть граммофон?
В прошлом году, в Италии довелось послушать в антикварной лавке, жена еле оттащила))))
До сего дня не могу забыть и вынашиваю план приобрести, но моя благоверная ещё тогда заявила, что оденет мне его на голову и выгонит так на улицу :frowning:
Однако и её звук впечатлил, там я бы описал просто как фонтан чистого мэджика, музыка была второстепенна. Просто человек пел вот прямо тут.
Только совсем не знаю что там с иголками, пластинками и т.д. и т.п.
Есть владельцы?

1 лайк