В гостях у "АудиоМагазина" Питер Квортруп ("Audio Note")

АМ". Что вы можете сказать о нынешнем состоянии high end audio? Насколько вообще вам близок этот термин?

П. К. Термин high end мне не нравится. Когда-то это означало самую высокую точку - high ground, с которой садовник мог взглянуть на свой сад. Это американское выражение, в силу невежества получившее значение морального, технологического или иного превосходства, плохо еще и тем, что в нем не учтен единственный аспект - high art, высокое искусство. High end - это все что угодно, кроме высокого искусства, и люди, им занимающиеся, ни эстетически, ни этически не связаны с музыкальным наследием человечества. Выражение high end отражает их убежденность в том, что технический прогресс решает все проблемы.
Мы не называем свои изделия high end, мы называем их specialist audio, специализированная аудиотехника. Мне кажется, термин high end не имеет смысла. С его помощью люди присваивают себе лучшие технические достижения и высшие моральные принципы.

“АМ”. Сугубо технический, утилитарный взгляд на мир, видимо, и привел к нынешнему состоянию индустрию high end?

П. К. Люди хотят, чтоб это понятие подразумевало и state of the art, самую передовую технику. Это тоже далеко от истины. В индустрии high end нет никаких передовых технологий, мы имеем дело с теми же изделиями массового производства, только в приукрашенной упаковке. Вы платите бо’льшие деньги, а получаете качество, примерно равное тому, которое присуще лучшим массовым изделиям.
Например, лучшие образцы техники японских концернов-гигантов ничуть не уступают так называемой high-end-аппаратуре, а часто и превосходят ее. Единственное различие между ними заключается в цене, и его можно легко объяснить именно тем, о чем я уже говорил,- привлекательной упаковкой. Красивый корпус, прочие украшательства - cachet, облатка пилюли.
Естественно, в конце концов индустрия в целом сталкивается с серьезными проблемами сбыта. Она не имеет кредита доверия.

“АМ”. Так было всегда? Например, в 50-е годы?

П. К. Термин high end появился где-то году в 1980. Его придумал Гарри Пирсон, редактор журнала “The Absolute Sound”.

“АМ”. Можно ли сказать, что дорогая аппаратура, существовавшая в 50-е годы, например “Marantz” или “Telefunken”, значительно отличалась от тогдашней аппаратуры массового производства?

П. К. В то время не было аппаратуры массового производства. Все изделия были достаточно высокого уровня. Только в 1959-61 годах, с появлением на рынке транзисторной аудиотехники, возникло это деление - на специализированную и массовую аппаратуру. До этого покупателями стереоаппаратуры были только люди состоятельные. Люди среднего достатка могли себе позволить маленький радиоприемничек, не более того. Грампластинка стерео, например “Decca XSL2000”, в 1959 году в Англии продавалась за 1 фунт 17 шиллингов - почти за два фунта. Зарплата водителя автобуса после всех вычетов в среднем была 11 фунтов 7 шиллингов. Стоимость грампластинки составляла немалый процент от месячной зарплаты. Почти 1/6! Разве мог такой человек купить аппаратуру для воспроизведения пластинок? Более дешевых изделий аналогичного назначения тогда просто не было. Были только дорогие.
Так начинается развитие любого сектора рынка. Первые автомобили были неизмеримо дороже лошади. Только богачи имели возможность купить автомобиль. И так во всем - рынок начинается с верхушки и постепенно спускается вниз.
И, конечно, в 1950-х годах не было транзисторов, поэтому качество могло падать только до известного предела.

“АМ”. Насколько важную роль в мировой экономике в целом играет высококачественная аудиоаппаратура?

П. К. Совершенно неважную. Такую же, как ловля рыбы на мушку. Как производство гоночных автомобилей. Или как масса других эзотерических занятий. В контексте реального мира это чрезвычайно ограниченная область, в которой занято исключительно небольшое число людей.
В аудиоиндустрии мы принадлежим к тем, кто работает для людей, желающих иметь наивысшее качество.
Вследствие этого получил распространение американский термин high end, который мы уже обсуждали. Он претендует на достижение каких-то вершин. По сути же это ложь, потому что все стремления сводятся к тому, чтобы заработать деньги.

“АМ”. Таким образом, выходит, что движущей силой аудиоиндустрии является музыкальная индустрия, так как она намного важнее с экономической точки зрения?

П. К. Музыкальная индустрия безусловно намного важнее. Так называемая индустрия high end настолько незначительна, что об этом и говорить не приходится.
Если мы добиваемся чего-то, скажем, сделали цифро-аналоговый конвертор, который по качеству значительно превосходит все остальные, то в большом мире на это абсолютно никто не обратит внимания.
Мне кажется, серьезный недостаток капитализма - в отсутствии стремления к высокому качеству. Есть лишь настойчивое намерение найти наименьшее среднее, приемлемое по цене для наибольшего числа людей. А это вовсе не то, о чем писал Адам Смит…

“АМ”. Вот после “винила” мы получили компакт-диск, теперь “Sony” и “Philips” продвигают Super Audio CD. Что является в последнем случае движущей силой - желание достичь высокого качества или что-то другое?

П. К. Я считаю, что здесь движущей силой является одно и только одно: в 2002 году истекает срок поступления отчислений создателям формата “компакт-диск”. И если “Sony” и “Philips” не создадут новый формат, за который снова потекут отчисления, им это грозит серьезными финансовыми потерями. Ведь сумма лицензионных отчислений превосходит прибыль от продажи аппаратуры, производимой этими фирмами.

“АМ”. А есть ли вообще шанс, что изделие массовой аудиотехники окажется хорошо звучащим?

П. К. Скорее всего, такое возможно только в результате случайного совпадения. Более того, если это и произойдет, с огромной долей уверенности можно сказать, что в следующей выпущенной партии то же самое изделие будет звучать не так. Крупные производители не осознают, что для поддержания качества звука на постоянном уровне необходимо использовать компоненты одних и тех же производителей, не менять типы резисторов и конденсаторов (и т. п.) там, где это может сказаться на звуке.

Питером Квортрупом
беседовал Сергей Таранов

11 лайков

Время не ждет …

http://megasim.ru/АудиоМагазин%201998%206/47

Петр смотрит в корень!

Питер Квортруп говорит на Русском!)))) Во блин.

А где фото отчет?

Никто не обратил внимания что в начале статьи Петр говорит о том что высокий конец отлчается от массового продукта только красивой упаковкой а не звуком?

1 лайк

Это секрет полишинеля.

2 лайка

страшный секрет заката CD

3 лайка

Интересно, у формата «винил» есть лецензедержатели?

Патент от 26 сентября 1887 года принадлежит американцу Эмилю Берлинеру
https://patents.google.com/patent/US372786

1 лайк

Ну это скорее технология записи чем носителя)))

1 лайк

Ага, спасибо)
Ну в любом случае срок действия патента ограничен, по-моему 35 лет)
Презренный FLAC это вообще открытый код, некоторые с MQA попробовали деньжат срубить и надорвались)
Так что Sony и Philips молодцы, смогли заработать)))

2 лайка

Очень интересное высказывание. Оно многое мне прояснило

1 лайк

Я не читали раньше этой статьи. Любопытно.

Если говорить о частностях этой индустрии, любопытно ещё то, что когда я говорил, что, те же самые high end конденсаторы “for audio” мало чем отличаются от конденсаторов для сегмента “industrial grade” (качественных, естественно), то некоторые на меня смотрели презрительно и смеялись.

Нередко отличие заключается только в тоненькой плёночке-упаковке с красивыми золотыми надписями.

Не всегда так, конечно. Но часто. Очень часто.

4 лайка