Винил мертв, но его можно реанимировать - 105 лет Апрелевскому заводу грампластинок

Российские виниловые лейблы: кто их делает и зачем

пощелкал некоторые аудиопримеры , кое что может заслужить более пристального внимания

1 лайк

В США зарегистрирован рекордный уровень продаж винила с 1988 года

##Заводы-изготовители виниловых пластинок в СССР

«Мелодия» — советская и российская фирма звукозаписи, старейшая в России компания звуковой индустрии. Основана в 1964 году, как Всесоюзная фирма грампластинок. Объединила основные фабрики грампластинок и звукозаписывающие студии, существовавшие на тот момент в СССР, и стала государственной организацией по производству, хранению и распространению звукозаписей.

Начнём с самого главного завода “Московский опытный завод Грамзапись” - этот завод осуществлял производство лакового (до 1986 года), затем медных дисков фонограмм присланных из “Всесоюзной студии грамзаписи” или звукозаписывавших студий располагавшихся в крупных городах СССР. Предприятие печатало пластинки с третьего негатива фонограмм, первые две копии предназначались для выявления брака. “МОЗГ” делал также матрицы для остальных заводов, речь о которых пойдёт позже . На этом заводе пластинки производились очень маленькими тиражами, качество этих пластинок было на высоте, затем матрицы отправлялись на “Апрелевский ордена Ленина завод грампластинок” так как там были большие мощности для выпуска винила.

“Апрелевский ордена Ленина завод грампластинок” - является старейшим заводом в России. Его история начинается с 1910 года. Готлиб Молль создал фирму «Метрополь Рекордъ». В начале 1950-х годов на заводе началось освоение выпуска виниловых пластинок, в 1952 году были изготовлены первые в стране партии долгоиграющих грампластинок, в 1961 — первые стереофонические грампластинки. Этот завод выпускал на то время все известные форматы пластинок: миньоны, гранды, гиганты, а также цветные и гибкие; на 78, 33 и 45 об/мин, в том числе миньоны на 45 об/мин на экспорт и по заказу конторы «Союзинвентарь» для музыкальных автоматов «Меломан». Грампластинки на 78 об/мин Апрелевский завод выпускал до 1971 года. Качество пластинок было разным от отличного до среднего, так как при производстве большого тиража изнашивалась матрица и это влияло на качество записи в целом.

“Ленинградский завод грампластинок” - введён в строй в 1948 году. Оборудование завода было собрано на базе экспроприированного немецкого граммофонного завода “Tempo”.
В середине 1980-х годов печатал, кроме основных заказов, пластинки для польской фирмы “Tonpress”. Также в Ленинграде была собственная студия грамзаписи, основным репертуаром была классическая музыка. Качество пластинок этого предприятия было средним, пластинки штамповались толстыми, конверты для пластинок делались из обычной бумаги и они быстро приходили в негодность, на других использовалась лакированная бумага, да и сам завод выпускал пластинки через год после их появления на “Московском опытном заводе Грамзапись”. В начале 1990 года начали выпускать “Сигнальную серию пластинок”, основным репертуаром которого являлась рок-музыка таких групп как: “Аукцион”, “НОМ”, “Крематорий”, “Пикник”, “Кризис” и т.д.

“Рижский ордена Почёта завод грампластинок” - “Rīgas skaņu ierakstu studija” была основана в 1958 году с филиалами в Таллине и Вильнюсе. Рижская студия одной из первых в составе «Мелодии» перешла на стереофонию. Студия располагала качественным оборудованием: швейцарскими микрофонами, современными пультами и магнитофонами. За счёт этого пластинки были высокого качества и даже отправлялись на импорт. Янис Лусенс, один из основателей латышской группы “Зодиак”, вспоминает о начале 1980-х годов:
“Главное, что нам повезло со звукорежиссёром Александром Гривой, который фактически стал продюсером нашей первой пластинки. Он прекрасно чувствовал новую западную музыку и понимал, что там много хорошего…”

“Ташкенский завод имени М.Т.Ташмухамедова” - Ташкентский завод грампластинок основан в 1945 году на улице Грампластинок, дом 58. Производство было собрано на базе эвакуированного в 1941 году оборудования Ногинского завода. С 1957 года выпускал долгоиграющие грампластинки. В 1964 или 1965 году вошёл в состав «Мелодии», в 1969 году заводу присвоено имя певца Муллы Туйчи Ташмухамедова — пионера грамзаписи в Туркестане. В 1972 году завод освоил выпуск стереофонических грампластинок. Качество выпускаемых пластинок было плохим, культура производства на предприятии была слабой. Пластинки должным образом не остывали и они были с характерным “песком” при звучании.

“Тбилисская студия грамзаписи” - Тбилисский завод грампластинок выпускал долгоиграющие моно и стерео грампластинки, гибкие пластинки. В начале 1972 года было закуплено американское оборудование на сумму 300 тыс. долларов и налажено производство компонентов магнитофонных кассет. По информации на конец 1981 года, завод производил компоненты компакт-кассет и имел линию тиражирования. Качество виниловых пластинок было хуже чем на “Ташкентском заводе”, и “пятаки” пластинок в верхней части пропечатывались плохо, даже на экспортных изданиях (фото которое вы сейчас видите).

P.S - Этих заводов больше нет. Последним заводом был “Апрелевский” выпустивший последнюю пластинку в 1997 году. К 50-ти летию фирма “Мелодия” выпустила несколько пластинок, первая из них оказался альбом группы “Ария” “Герой асфальта” 1987 года. Хочется верить, что мода на виниловые пластинки вернется.

Источник

3 лайка

##Зарубежная музыка в СССР

В этом посте речь пойдёт о зарубежных исполнителях выходивших на пластинках фирмы “Мелодия”

После того как в 1973 году СССР вступил (частично) во Всемирную конвенцию о защите авторского права, фирма “Мелодия” была обязана указывать, что пластинка была выпущена по лицензии одной из звукозаписывающих фирм.
Несколько фирм, которые сотрудничали с фирмой “Мелодия”:

В СССР зарубежные исполнители отбирались по критериям отвечавшие советскому строю. Этим занималось Министерство культуры СССР и художественный совет “Мелодии”.
В песнях и названиях композиций не должно было содержаться антисоветской пропаганды, а также исключалось содержание ненормативной лексики, пропаганды насилия, наркотиков и секса.
В “черный список” запрещённых групп попали:
“Pink Floyd”, “Black Sabbath”, “Queen”, “Kiss”, “Deep Purple”, “Rolling Stones” и др.
В последствии несколько групп из “чёрного списка” были выпущены во времена перестройки. Некоторые группы выходили в сборниках:
“Greenpeace”, “Архив популярной музыки”.

Магазин фирмы “Мелодия” на Новом Арбате:

После утверждения репертуара худсоветом заказывались образцы записей (матрицы) через внешнеторговое объединение “Международная книга” для выпуска альбома и образцы конвертов для оформления.
Иногда описание исполнителей и оформления конвертов видоизменялись (по цензурным соображениям), а в некоторых случаях до типографий не доходили образцы оформления конвертов. Чаще всего изображались пейзажи, памятники культуры или фото исполнителя на цветном фоне:

В 1982 году было принято решение об авторском оформлении конвертов (т.е. как на оригинальных изданиях).
Слева оригинальное издание, справа советское:

Иногда одна, а то и несколько песен заменялись (по цензурным соображениям) на другие композиции из других альбомов.
Одна из таких историй произошла с альбомом группы “Boney-M” - “Nightflight To Venus” (Ночной полёт на Венеру), из него исчезла песня “Rasputin”, и была заменена на песню “Hooray it’s a holi-holiday”.
Французская группа “Space” также подверглась советской цензуре. В альбоме “Magic fly” (Волшебный полет) была заменена песня “Carry on turn me on”, на композицию “Blue” из альбома “Deliverance”.
Кстати с альбомом “Magic fly” (Волшебный полет) вышел казус:
“Первый тираж выпущенный Московским опытным заводом “Грамзапись” - МоЗГ был забракован худсоветом Министерства культуры СССР, вернее обложка пластинки.
Причина была в том, что на лицевой стороне обложки пластинки, где изображён лидер группы “Space” Дидье Маруани был с крестом (если присмотреться внимательней, крест замазан, впоследствии был потом). Тираж в продажу не поступал, вернее, с таким конвертом, потому что позже, всё-таки, малая часть пластинок завода МоЗГ была в продаже.
Основная часть была уничтожена, а малая часть точно уж и неизвестно, сколько было вынесено из завода подпольным путём, но эту пластинку можно было купить из “подполы” у спекулянтов, торгующих у магазина “Мелодия” и возможно и в других местах. Цена любых пластинок из “подполы”, тогда составляла от 10-20 рублей, в зависимости от популярности исполнителя. Цена “Space” доходила до 25 рублей, это большая цена, если учесть, что средний заработок составлял 100-120 рублей. Теперь такая пластинка стоит от 100 долларов и выше, при этом её очень трудно купить. Она отличается не только лицевой стороной, но и задней, там намного больше текста мелким шрифтом и расположение песен находится слева, а не справа, как у общего тиража.”

Цена на зарубежных исполнителей была выше, так как в цену входили затраты на приобретение лицензии. На советского исполнителя стоимость была от 1 рубля 50 копеек до 2 рублей 50 копеек, на зарубежного от 3 рублей 50 копеек до 8 рублей (если альбом был двойной: “Pink Floyd” - “Delicate Sound Of Thunder”, “Greenpeace”).
Как только поступали пластинки в магазины, они сразу становились дефицитом.
Очередь в магазине на Новом Арбате за сборником “Greenpeace”:

С этим альбомом произошла скандальная история:

“Редчайшее (первое) издание, самим Полом Маккартни признанное мошенническим и потому неофициальным. В своё время это вызвало большой скандал, замалчивавшийся советской прессой. Выпущен фирмой “Мелодия” за пару недель до официального релиза на той же фирме. Треклист укорочен, по сравнению с официальным изданием, поскольку на момент выпуска не все плёнки были переданы издателю.”
Слева неофициальное, справа официальное издание:

После скандала в 1990 году Пол Маккартни стал “золотым призером”. Газета “Комсомольская правда” в выпуске от 11 февраля 1990 года писала, что по мнению руководства ВТПО “Фирма Мелодия” пластинка “Снова в СССР” может быть занесена в советскую книгу рекордов “Пари” по трем позициям:
-самый большой тираж грампластинки иностранного исполнителя в СССР (более 500 тысяч экземпляров);
-самая дорогая в мире пластинка (цены у коллекционеров в США достигали 150—200 долларов за экземпляр);
-самая массовая “экспортная” продукция “Фирмы Мелодия”.

Источник

2 лайка

В восьмидесятых на юго-западе Москвы был Дом грамзаписи “Мелодия” со складом в полуподвале. Так на этом складе было всё (или почти всё), что издавалось на студиях стран восточного блока. Посетив его однажды по случаю, был несколько шокирован тем изобилием при общем дефиците дисков в то время. Ну, и коллекцию свою пополнил прилично…
Правда, потом многое из неё раздал, раздарил.

1 лайк

«Я боялась, что буду людям выдавать зарплату Рихтером»

Завершается сезон, в котором издательскую деятельность фирмы с ностальгическим названием «Мелодия» уже совсем сложно было не заметить. Наперекор утверждениям о смерти индустрии грамзаписи она выдает один козырь за другим. Подряд появились три роскошные коробки, отмечающие 125-летие Прокофьева (9 дисков с балетной музыкой в исполнении Рождественского), 110-летие Шостаковича (10 дисков со всеми 15 симфониями и парадным набором главных советских дирижеров) и 100-летие Рихтера (сенсационные 50 дисков). Помимо умелого использования своих бездонных архивов «Мелодия» наконец занялась и выпуском новых записей. Вокруг нее уже складывается симпатичная команда из молодого поколения исполнителей, а из ныне живущих композиторов особо ею почитается Леонид Десятников. О том, что сейчас происходит с легендарным лейблом, Екатерина Бирюкова поговорила с одним из главных его моторов — первым заместителем генерального директора Кариной Абрамян.

3 лайка

Интересное интервью

Ну, с праздничком!

Алекс Алекперов рассказывает историю о том, как он заведовал магазином винила в Советском Союзе в 1979 году, а потом в 90-х уехал в Штаты

The only record company in Russia was called Melodiya, and it was run by the Ministry of Culture. Melodiya only had 16 record stores in the whole Soviet Union, and every republic had one store in the capital – there was one in Tallinn in Estonia, one in Tblisi in Georgia, and my store in Baku. My store was like a destination. For one, we had all the tourists.

1 лайк

https://m.pikabu.ru/story/zavodyiizgotoviteli_vinilovyikh_plastinok_v_sssr_3817061

1 лайк

Имею очень старый и редкий шеллак, в альбомах. хочется оцифровать его, нужен вертак и корректор для шеллака.



5 лайков
1 лайк
2 лайка

Международный День магазинов грамзаписи отмечают ежегодно в третью субботу апреля уже 10 лет. Хотя цифровые аудиозаписи по продажам намного опережают записи на виниле, пластинки снова становятся популярными. В 2017 году продажи виниловых дисков впервые вышли на уровень 1980-х годов, когда записи на виниле пользовались наибольшей популярностью.

1 лайк

По этому случаю, маглев предлагает свои левитирующие вертушки в эксклюзивном исполнении, в черном. Каждый 50 с аксимиле клиента.

Предзаказ на сайте компании

День рождения «Мелодии»

3 лайка

https://www.change.org/p/спасти-уникальный-студийный-комплекс-московский-дом-звукозаписи-гдрз?source_location=discover_feed