Я до сих пор так и не описал свои начальные впечатления при переходе от Sonus Faber Olympica I к Borresen Z1 Cryo, хотя заметки делал с первых минут прослушки. Исправляюсь. Описание системы здесь.
Уже при первом тестовом запуске новоприобретенных АС (на старых стойках и с прежними настройками сабов) стало очевидно, что это не просто “переход”, а прямо-таки квантовый “скачок” в новое музыкальное измерение.
Представление звуковой сцены поменялось кардинально. Ее ширина и глубина ощутимо выросли. Улучшилось деление на слои и эшелоны. При этом в музыкальном полотне не только не появились “дыры”, но и повысилась плотность звуковой материи, заполняющей пространство между образами отдельных инструментов. Сами образы увеличились так, как будто на каждый из них добавили реверберации. С технической точки зрения объясняю этот эффект тем, что Borresen лучше вопроизводят тихие звуки, а значит и весь тот “воздух” и послезвучия, которые присутствуют на записи.
Помимо сцены, сразу на себя обратила внимание нижняя середина. Там где у Сонусов зачастую слышался “провал” (подчеркну, в моей конкретной комнате), у Борресенов проявилась отчетливо прорисованная, мощная основа, плавно склеивающая бас со средним диапазоном частот. Впечатляюще зазвучали виолончели и низкий мужской вокал. Данная особенность АС также позволила произвести более незаметную сшивку с двумя сабвуферами.
Borresen любят играть громко. Когда то на демо у дилера я был впечатлен как эти полочники ведут себя в комнате 100 кв.м. В моей скромной КДП их масштабность проявляется во всей красе. При увеличении громкости не ощущается никакой компрессии, нет проблем выкрутить ручку на максимум, лишь бы усилитель справлялся. Малер в исполнении БСО звучит невероятно громоподобно, глаза отказываются верить, что играют именно эти изящные коробочки. Саб им, конечно, нужен, в первую очередь, чтобы восполнить провалы комнатных мод. Но на тех записях, где бас не попадает в провал, можно обойтись и без саба: в моей комнате это слышно на аудиофильском джазе вроде Дайаны Кролл.
Динамики от Borresen славятся своей скоростью и качеством отыгрыша транзиентов. Данная особенность влияет на разрешение, богатство тембров и музыкальность в целом. Мои Сонусы по сравнению с ними звучат проще, рисуют более грубой кистью и на ряде записей излишне подчеркивают остроту краев на ВЧ. С Борресенами же я пока не могу найти материал, на котором бы ВЧ как то неприятно выделялись. Причем, это не связано с понижением их количества. Ранее писал, что поначалу мне казалось, что ВЧ стало меньше, чем я привык, но, во-первых, с прогревом, они раскрываются, а во-вторых качество их отрисовки принципиально выше, чем у Сонусов. Фигурально выражаясь, Borresen прорабатывают отдельные составляющие / гармоники каждого звука на молекулярном уровне. Результат этой проработки – натуральность, естественное богатство, отсутствие синтетичности.
Пара слов о расстановке Borresen. При поиске оптимального расположения я имел возможность двигать каждую колонку в пространстве площадью около одного квадратного метра. Класс АС ощущался при любом расположении. Не было такого, как с другими колонками: тут играю, а через пять сантиметров – полное разочарование. Но при всей этой гибкости пришло понимание, что Борресены – это высокоточный инструмент. Если хочешь выжать из них максимум, миллиметры имеют значение. Особенно важно соблюсти равно-симметричные расстояния от каждой АС до стен. При малейшем несоответствии звук начинает плавать. Borresen рекомендует ставить колонки близко к боковым стенам с разворотом в сторону слушателя. Бас при этом становится более основательным, сцена расширяется, а каких то негативных эффектов при этом не наблюдается, по-крайней мере у меня было так. Сонусы при такой широкой расстановке выдают “дыру” в центре, звук “прилипает” к колонкам.
Еще не прошло месяца с момента покупки, прогрев пока не завершился, звук продолжает устаканиваться. Как появится ощущение, что АС окончательно вышли на свой рабочий режим, дополню здесь свои впечатления.