Небольшое тюнинг ателье @nasa.gov для цифровой техники

Здравствуйте, Денис. Как с Вами связаться?

1 лайк

Оказывается я не сидел сложа руки и доделал несколько цапов, дельтасигмы конечно, видимо их время :slight_smile:
Два Atoll dac200.
Atoll выглядит очень аккуратно, лаконично и даже деликатно, сразу подумал что Европа, и да, это же Франция. Звук примерно такой же как ощущения от самого цапа, никого не рвет, слышно фирменную подачу, играет ровно на сколько стоит и при этом имеет свой шарм и явно выстроенный звук, и также легкий намек, что может играть лучше: легкий(иногда легковесный), деликатный и когда нужно эмоциональный, но как всегда хочется больше нюансов, разрешения, плавности и залипательности.
Архитектура в целом стандартная на первый взгляд, бросается в глаза только дискретный аналоговый выход и большие пленочные конденсаторы, что сейчас не часто встретишь.
Дальше стало понятно что все тут по своему, во первых необычный подбор емкостей, сглаживающие меньше чем конденсаторы после стабилизаторов, ну и паровозики из самих стабилизаторов, здесь их только в цифровой части пять штук. Подход не очень обычный, но в целом понятный, в итоге все получилось, хотя и пришлось подбирать номиналы конденсаторов после установки моих стабилизаторов и подстраивать звучание.
В итоге стало играть более уверенно и интересно, помимо технической части: разрешение, детальность, прорисовка дальних планов и послезвучий добавилась также и плавность и более живая и непосредственная подача.
Atoll dac 200 для @Gimpel

и еще
Atoll dac 200 для @MostFilm

30 лайков

Уже пару недель использую обновленный Денисом цап, никак не соберусь отписать ему о своих ощущениях - выгорела ли затея с тюнингом, понравился ли результат. Напишу здесь.

  • Скажу сразу - тюнинг удался, звук обновленного цап нравится и за это Денису большая благодарность. Получал цап обратно, немного мандражировал - вдруг какая неприятная моему слуху черта вылезет, не заточился ли звук в лишнюю деталь и т п. Оказалось нет ! Если есть расхожий собирательный образ аналогового звука, то звучание ЦАПа сдвинулось как раз в эту сторону.

Поначалу музыка звучала зажато, через несколько дней был период в пару суток когда вообще систему включать не хотелось, но это привычно - пару недель терпения и все будет, так и оказалось.

  • Звук из нейтрального потеплел, чуть притемнился, стал более конкретным, более осязаемым и плотным, приятнее тембрально. Из общего полотна стало легче выделять солирующие и второстепенные звуки, все солирующее стало рельефнее, немного выросло разрешение.
    При всем прослушивание однозначно стало комфортнее, что меня очень порадовало.

  • Для меня, максимум изредка тасовавшего кондер-другой в электронике/кроссовере акустики, изменения в звуке ЦАП оказались на удивление глубокими, даже глубинными - вроде и мой цап, а вроде уже другое устройство. Но главное, эти изменения уместные, правильные для цифровой системы, тасовкой конденсаторов или чем то подобным такого эффекта не добиться.

Еще раз, Денис, большое человеческое спасибо за уникальную работу ! Уникальную больше не авторскими детальками, а пониманием, слухом и вкусом, что позволяет не просто менять звучание, а делать это осмысленно и, на мой вкус в верном направлении.

28 лайков

Также хотел поблагодарить Дениса за проделанный апгрейд.Всё чётко, оперативвно и как всегда професстонально. Теперь в системе ковырять ничего не хочется, просто наслаждаюсь звучанием без выслушивания отдельных компонентов, а это для меня самое главное.

7 лайков

Практика состоялась :slight_smile:
ЦАПу заметно похорошело, но это спойлер.

2 лайка

И еще дельта-сигма!
RME ADI-2 DAC для @jemmer
Этот малыш как воплощение технократии в аудио - чисто инженерная штука, парни поставили себе непосильную задачу сделать максимально маленькое, легкое и симпатичное устройство и чтобы там все было: цап, эквалайзер, усилитель для наушников и чтобы можно было запитать от зарядки, которая проще чем зарядка для ноутбука. Звучит как вызов, придумать себе максимум проблем и попытаться их решить :slight_smile:
Не знаю как все это получилось в стоке, тк Сергей слушал через usb и баланс, а я через spdif и coax выходы, и по ощущениям они были как новые, тк звук довольно сильно плавал и играло так себе, в целом стоковый звук приятный и меломанский, слышно почерк AKM, но как-то все играло из глубины, без нюансов и вовлекатора, и я не успел понять за что там дают премии и хвалят, через пол дня прослушки все разобрал и приступил, так что сравнение стока и после доработок лучше узнать у @jemmer
Основная часть звука это двухканальный БП, из особенностей здесь добавлена дополнительная стабилизация по току, что дополнительно отвязывает компоненты стабилизации в БП от сети и потребителя, плюс я сделал вибро оклейку и шумоизоляцию, тк сам цап очень похож на настольную систему, а вид трансформаторов, которые я использую шумнее обычных торов к которым все привылки и вблизи ночью их слышно.
Дальше началось самое интересное, нужно добавить второй канал питания, чтобы отделить импульсные DC-DC преобразователи, которые преобразуют 10вольт от блока питания в +16в,-16в,+15в,-15в и питают наушниковый усилитель и весь аналоговый выходной каскад, тут я проникся уважением к инженерной школе RME, поставили сложную и довольно нестандартную задачу и сами ее решили :+1:
Я потратил где-то два дня чтобы придумать как это нормально запитать от второго канала БП, не раскурочив заводскую плату и чтобы в принципе цап нормально работал и постоянно не терял цифровой сигнал.
В итоге, на мой взгляд все удалось, начал замечать что вся дельта-сигма, которая ко мне попадает, после доработок получается похожа на мультибит ))

38 лайков

За время, пока Денис вел работы над ЦАПом, пришлось пересесть на встроенный в материнку звук. После ЦАПа это уровень откровенно никакой. И я буквально был вынужден не сидеть сложа руки. По доброй уже традиции заказал у Олега @Bigman кабель питания для грядущего к ЦАПу лбп, у Александра @Afedotov – USB кабель, на ebay – фильтры для вентиляторов в системнике, а в ЧИПиДИПе добрую горсть ферритовых фильтров на провода в системном блоке. Даже на вентилятор видеокарты посадил кольцо. Всё, что предназначалось компу, запихнул пока усилитель шнурком джек-джек был привязан к материнке. В целом звук оторвался от уровня плинтуса и без ЦАПа. Ну а с приездом Адидака стало вот совсем хорошо.

Денис, получив ЦАП, я с большим интересом ждал вашего поста, чтобы не только услышать, но и увидеть, что же там такого сделано. Посмотреть на все эти платки дискретных стабилизаторов, новые специально подобранные емкости, которые по идее должны появиться в ЦАПе, а там от нового разъема всего 2 новых провода в плату. Стоп. А играет-то почему так хорошо? Вглядываюсь в фотки и нахожу, что стабилизаторы распаяны прямо в ЛБП. Тот случай, когда слышно сильно больше, чем видно.

Бояре, к сожалению, прямого сравнения переделанного ЦАПа со стоком провести не смогу. За время работ над ЦАПом звук стока успел основательно подзабыться и вернуть тракт в прежнее состояние также довольно затруднительно. Поэтому вначале я и описал всё, что сделано. Кто разбирается в том, что в какой степени влияет, тот сам сделает выводы.

По итогу систему не узнать. Звук собрался. По аналогии с изображением это как картину достали из-за мутного и грязного стекла. Ушла грязь в ВЧ, собрался бас. Вокал четче. Отчетливее стала сцена даже при моей плохой расстановке АС. В записях больше слышно разные 3Д эффекты. Главный критерий (не жалко потраченного времени и денег) соблюден. Да, можно было продать Адидака, добавить сумму на апгрейд и искать очередную железку. Но в Адидаке есть нужный мне двухканальный параметрический эквалайзер, срезающий горб помещения на АЧХ индивидуально на каждом спикере. Да и нравится мне Адидак сам по себе.

Лучшим бы решением было если бы кто-то в Новосибе имел такой же ЦАП и мы бы совместно провели отслушивание на моей или его территории с написанием отчета.

От души благодарю Дениса @nasa.gov, Олега @Bigman, Александра @AFedotov, добавивших мне радость от прослушивания музыки, и конечно же @Dmitre, собравшего этих прекрасных специалистов на одном ресурсе. Без DAStereo я бы нынешний сетап не собрал, ну или шел к такому лет 5-10.

26 лайков

В самом цапе с такой компоновкой и внешним БП мало смысла что-то менять внутри, хотя шесть штук конденсаторов поменял на Elna Cerafine, с ними баланс сильно лучше.

Следующий шаг это попробовать с хорошим транспортом, уверен что цап еще сильно удивит, все таки обычный компьютер это не очень хороший вариант.

3 лайка

Так и знал, что неудачно мысль выражу. Денис, я не с претензией написал. Если даже все изменения были бы только в самом ЛБП, главное, что вы их сделали, и как ЦАП теперь играет. :+1:

Это я знаю. Но обычный компьютер - чертовски удобный вариант, отойти от которого я пока не готов. Реализую еще пару идей по его улучшению, а там уже займусь сравнением со стримерами.

1 лайк

Денис, а не посоветуете какой вольтаж лучше подавать на вход RME?
По паспорту: the unit has a universal DC input socket, accepting voltages from 9.5 Volts up to 15 Volts.

1 лайк

Это нужно тестировать и слушать, я делал БП на 10.5в, и руководствовался только подбором деталей в БП и его режимом работы.
Для всей цифровой части скорее всего лучше 9.5в, тк большая часть схемы это напряжения меньше 3.3в и избыточное падение напряжения там не нужно.
Для аналоговой части где импульсный dc-dc преобразователь делает из входящего напряжения повышенное скорее всего лучше побольше, но это тоже все догадки.
Самый хороший вариант это БП максимального качества с напряжением которое попадает в заданный промежуток, штатный БП кажется на 12в, так что можно взять это напряжение как ориентир

3 лайка

Здравствуйте. как с Вами связаться? Личное сообщение почему-то отправить не могу. Моя почта - [email protected]
С уважением, Иван.

Здравствуйте Иван, написал вам

Благодарю. Ответил. :+1:

Денис здравствуйте! Как с Вами связаться? Моя почта [email protected]

1 лайк

Набралось несколько хороших мультибитов :slight_smile:

Muse Model 296 для @Tchv

Заменены 5 стабилизаторов в питании цифровой части и чипов pcm1704 на мои дискретные, также несколько конденсаторов в питании для настройки звукового баланса, заменен сетевой инлет.

В стоковом состоянии Muse 296 играет немного отстранено и не сразу понятно, я бы назвал это сложносочиненно, в нем разработчики играли с питанием и использовали очень мелкие номиналы пленки(без обычно применяемых электролитов большей
емкости) перед стабилизаторами и между двумя последовательно включенными стабилизаторами, при этом очень большие емкости в конце цепочки. И наиграли эффект когда по звукам он уходит в сторону живого-концертного выступления с ощущением большого пространства и обьема с чувством зала, но при этом музыкальные линии играют в какой-то своей манере и не получается отключиться при прослушивании, или я просто не могу понять их строение и вынужден излишне напрягаться.
В Мьюз тело звука играет к некотором вакууме с эффектом небольшого отделения от послезвучий, это делает подачу сложносочиненной и мне выкупить ее тяжелее чем хотелось бы, это не плохо или хорошо, но Muse в стоке сложнее в понимании чем Dоdson 217 и Assemblage 3.1,
Это дает Muse некий нордически-отстраненный характер, в звуке при этом присутствует как вовлечение так и интересная нордическая эмоциональность, есть своя интерпретация ритмических сбивок и переходов.
После замены стабилизаторов питания прибавилось разрешение, прорисовка задних планов/второстепенных звуков и послезвучий, также звук стал обьемнее и телеснее, благодаря этому удалось подобрать более выверенный звуковой баланс заменой части
конденсаторов и изменением соотношений их номиналов и типов. В итоге звук остался таким же открытым и живым, характерный почерк остался, но стал более понятным и в целом аппарат играет сильно живее и мелодичнее, не потеряв того что было в стоке.




25 лайков

Dodson Model 217 MK-2 для @zee_keiby

Заменены 3 стабилизатора в цифровой части, сделан полный рекап на сочетание конденсаторов: Nichicon KG, Elna Cerafine, Elna Silmic2.

Также как с Muse, здесь была борьба за сохранение открытого звука с хорошей проработкой, скорее всего в стоке это было достигнуто за счет подобранной серии электролитов (из за которых так много историй, с тем что они довольно часто “умирают” и текут на плату замыкая все по пути) и обилием шунтов из керамических конденсаторов, что имеет свои недостатки тк дает тот же (или скорее похожий) эффект как в Мьюз, технически все звучит хорошо но надо принять немного непривычный почерк, или раскрывать проводами и остальными компонентами.
Додсон в стоке играет понятней Muse и при этом есть фишка, которую надо угадать и настроится, тоже не так прост в общем, но Додсон дает немного больше поблажек слушателю и предъявляет меньше требований, играет понятней и при этом также в сторону открытости в звуке, но с дополнительным эффектом, который базируется на обилии танталовых конденсаторов в цифровой части и обвязке Ultra Analog, это эффект плавности и слитности, которая охватывает основу звука, давая тягучесть и при этом дает достаточную свободу послезвучиям. Тантал красиво усредняет звук, но это слышится с положительной стороны, он становится более основателен, текуч.
Доработка с меньшим масштабом чем в Muse, но также очень заметная, в сторону натуральности, проработки и мелодичности, но не за счет точечных манипуляций а за счет подтягивания всех параметров в равной степени.












22 лайка

Assemblage 3.1 для @VvyacheslavV

Заменены все стабилизаторы питания (14 штук), заменена часть конденсаторов на Elna Cerafine, заново настроен баланс, с помощью изменения количества шунтирующих конденсаторов, доработка цифрового входа. Заменены все разьемы.

В стоке, только для меня конечно :slight_smile: , Assemblage имеет самый понятный и располагающий к себе звук, по общему уровню я бы его поставил рядом с Muse и Dodson, в целом все эти три цапа хорошие, и брать надо то что больше нравится, а для этого надо слушать.
Assemblage не такой открытый и широкий, но при этом играет глубже и наполненней, очень хорошая инженерная школа от SONIC FRONTIERS плюс куча Black Gate FK внутри. При этом, когда попал ко мне у него уже был заменен стоковый сетевой инлет с фильтром на обычный без фильтра(что обычно дает некоторую прибавку), но по памяти эта топовая версия играла хуже чем версия 3.0 с более простой цифровой частью и без Black Gate, виной оказалась фишка этой модели(а может и других от этой фирмы), без сетевого фильтра звук срезается снизу, и играет блекло и вяло, теряется наполнение (такого эффекта я пока не встречал у других цапов), пришлось ставить инлет Furutech с фильтром.
В итоге получилось все долго, дорого но хорошо, за счет очень серьезных и масштабных доработок Assemblage играет уже не сами звуки а скорее обилие нюансов и их взаимодействий, стоковый глубокий насыщенный звук за счет большой прибавки в
разрешении, соотношении сигнал-шум и стабильности просто ушел в аналог, он уже скорее выделяет эмоциональную нагрузку и контрасты в голосе и инструменте, цап играет с ощущением максимума от возможного и когда нет даже мысли что нужно и можно сыграть где-то лучше и по другому, выдает какой-то момент совершенно неожиданно непривычно, интересно и хорошо, что кажется прыгает выше головы.
Если сформировать краткую и емкую оценку то цап играет с непривычно излишним погружением.

Assemblage звучит очень гармонично, что кажется прибавилось всего по немногу, немного красивей тембр, немного больше проработки, немного больше послезвучий, а в сумме эффект множится и техническая часть теряет смысл, тк уже обращает на себя внимания то как звук влияет на слушателя, какое настроение он передает, какие ощущения вызывает.
















27 лайков

Muse Model 296 для @firewheel

Заменены 5 стабилизаторов в питании цифровой части и чипов цап, также сделан полный рекап на комбинацию из Nichicon KG, Elna Cerafine, Elna Silmic2, также финальная настройка баланса. Играет так же хорошо как Muse для @Tchv и очень похоже; тяжело описать в чем различия, тк прямого сравнения не было, по памяти чуть интересней в плане более красивого и мелодичного окраса за счет Silmic2 и полного рекапа.







38 лайков

Денис, здравствуйте! Видел у вас богатый опыт по доработке node 2i) Хотел уточнить, имею node 2i, подключенный хорошим шнурком через Furman 210, в настоящее время играет как транспорт на ЦАП Michi x3. Понимаю что во всей системе (в профиле описано) node самое слабон звено. И думал над заменой. Но очень уж не хочу уходить bluos, а чисто источников классом выше у Nad нет.
Вопрос))) - даст ли ваш апгрейд ощутимый прирост в моем случае (node чисто транспорт)?
И есть ли смысл и возможно ли доработать ЦАП в Michi? он там на мой взгляд достаточно не плох - но точно в разы лучше чем в node.
Имеет ли смысл купить новый node n130 и уже его апгрейдить?
Просто не очень хочется покупать новые устройства и потом обламываться с приложением, если у этих есть (есть ли?) хороший потенциал.
Ну и цена вопроса примерная, если возьметесь.