Фонокорректор Next Sound Lx

Я бы хотел познакомить бар с технически очень интересным фонокорректором. Очень прошу не расценивать это, как рекламу. Я писал этот материал 2 года назад, когда близко сотрудничал с Женей Комиссарством. В статье есть и аналитика и исторические факты и даже элементы теста описываемого корректора. Считаю, что ознакомление будет полезно многим, кто хочет разбираться чуть больше в аналоговой технике и конкретно в фонокорректорах.


Большинство любителей музыки, начав создавать свою домашнюю аудио-систему, рано или поздно сталкиваются с тем, что звучание ее меняется не только с изменением объективных параметров аппаратов, указанных в их технических характеристиках, но и от замены акустических и межблочных кабелей, от изменения направления кабелей, от установки аппаратов на шипы или подставки, от замены стойки или даже просто от перемещения ее в другое место помещения.
Большинство таких изменений нельзя зарегистрировать с помощью измерительной аппаратуры, но прекрасно регистрируется нашим слухом.
Такая же ситуация наблюдается и при создании самой аппаратуры – не только два конденсатора с одинаковыми параметрами часто имеют совершенно разный характер звучания, но и разные типы схем имеют кардинально разный звук. Например, известный японский аудиофил Susumu Sakuma, строя свою систему, обратил внимание , что схемы с применением трансформаторных связей звучат лучше, чем традиционные с применением резисторов и конденсаторов, несмотря на то, что каскад с трансформаторной связью может иметь более узкую полосу частот (следует отметить, что трансформаторный каскад имеет более благоприятный спектр искажений, обладает лучшими шумовыми характеристиками, позволяет эффективнее использовать мощность источника питания и развязать каскады по «земле»). Susumu Sakuma использует в своих RIAA – корректорах LCR – цепочку, однако отмечает, что она не строго соответствует стандартной АЧХ.

История создания фонокорректора от автора, Евгения Комиссарова:
Опыт построения ламповых усилителей также подтвердил преимущества трансформаторных каскадов – они звучат более живо, открыто, тембрально насыщенно и натурально.
При создании таких аппаратов, как RIAA-корректоры, много лет назад я столкнулся с тем, что резистор большого номинала, включенный последовательно с сигналом в цепи традиционной RC-коррекции, кардинальным образом влияет на звук – делает его вялым, скучным и затуманенным. Думая над тем, как решить эту проблему, я разработал простую и элегантную схему, в которой коррекция осуществляется в аноде пентода без последовательного резистора. Это все та же RC – коррекция, но в ней нет одной «все портящей» детали.
Такое решение вывело аппарат на более высокий уровень. В 2002 году я опубликовал эту схему под названием «Народный корректор» и она стала весьма популярной для повторения как в России, так и в других странах.
Параллельно работе над «Народным» я обратил внимание на решение, предложенное японскими разработчиками аудио – RIAA коррекцию с применением катушек индуктивности – LCR коррекцию. Корректор с применением LCR модулей Tango уверенно «переиграл» описанный выше «Народный», и направил мои усилия на исследование поведения индуктивных элементов в цепях коррекции. Другим известным мне примером такого корректора служит серийно выпускающийся WAVAC LCR-X2 (30000$). Хирояши Кондо (Audio Note Japan) применил LR коррекцию в флагманском корректоре фирмы Audio Note M-10.
В 2001-м году в журнале «Аудиомагазин» была опубликована статья А. М. Лихницкого «RX-корректор», в которой автор привел свои выводы о недостатках звучания RC – коррекции, провел анализ особенностей звучания разных типов конденсаторов и возложил основную «ответственность» за порчу звука на них.
Также в статье опубликовано изобретение нового типа коррекции с использованием «невидимой» индуктивности, т.е. использование «вредного» (паразитного) параметра в полезных целях. Действительно, если у трансформаторов, ламп, транзисторов все равно есть «паразитные» емкости и индуктивности, то почему бы их не использовать? Этой идеей загорелся Питер Квортруп (Audio Note UK), и воплотил ее в ставшем флагманом AN M-9 phono ($150000)
Однако мои исследования показали, что конденсаторы – меньшее «зло», чем резисторы, а в LR (Rx) коррекции они присутствуют, как шунтирующие элементы, и их «удушающий» голос все равно слышен. Резисторы становятся «узким местом».
Попутно выяснилась еще одна особенность LR коррекции (помимо борьбы с паразитной емкостью, которая искажает АЧХ, этот вопрос решается конструктивно): дело в том, что LR цепь создает переменную нагрузку на каскад – она максимальна на низких частотах, и резко падает на СЧ и ВЧ. В силу того, что нагруженный на цепь коррекции каскад имеет определенное выходное сопротивление, переменная нагрузка искажает АЧХ, тем самым ослабляя сигнал на низких частотах. Это на слух воспринимается как некоторая легковесность звучания, проявляющаяся даже при приведении АЧХ в соответствие с RIAA.

Конструкция.
Результатом поиска решения этих проблем (как объективных, так и субъективных) стало появление оригинальной Lx коррекции. В этой схеме коррекции присутствуют только специально спроектированный Lx – трансформатор, осуществляющий коррекцию НЧ и СЧ (3180 и 318 мкс) и индуктивность, производящая коррекцию ВЧ (75 мкс).
Роль нагрузки для «катушек» выполняют внутренние сопротивления самих усилительных ламп. Таким образом, количество элементов доведено до минимума. К тому же, непосредственно корректирующий каскад не имеет ограничения по низким частотам, полосу на НЧ задает выходной (буферный) каскад, который возможно сделать сколь угодно широкополосным.
Такая реализация коррекции еще не применялась ни в одном серийном фонокорректоре в мире. Выходной трансформатор имеет высококачественный сердечник и намотан заказным проводом, отобранным по звуковым характеристикам. Тракт фонокорректора имеет очень большую перегрузочную способность, сохраняя низкие искажения во всем частотном диапазоне.
Внешний блок питания имеет выпрямитель на кенотроне. Выходной буфер в базовой версии построен на лампе EL84, но возможны варианты с другими лампами, по согласования с заказчиком.
Все моточные компоненты фонокорректора изготовлены специалистами компании Next Sound.

Звучание.
Минимально короткий тракт, отсутствие негативно влияющих элементов позволили получить точное, открытое, тембрально богатое звучание. Новый корректор обладает необыкновенной притягательной живостью. Nina Simone не просто звучала с пластинки, в системе с Lx корректором её узнаваемый голос звучал очень эмоционально и выразительно. Прозрачность тракта коррекции позволила расслушать шум мастер ленты с виниловой пластинки – высочайший уровень! Впечатляюще прозвучали инструменты перкуссии, звук треугольника легко можно было проследить по всем фазам: вот фаза удара, затем возбуждение тела, после - долгое вибрирующее затухание. Басовые инструменты настолько натуральны, что даже нет желания анализировать примитивные звуковые критерии, слушается музыка, а не звуки. Вообще, этот фонокорректор очень музыкален, он вызывает настоящие эмоции от музыки, которая захватывает, увлекает и завораживает.
Эксперименты с кабельной обвязкой продемонстрировали высокую отзывчивость фонокорректора на смену сетевых и сигнальных соединителей, как и должно быть у высококачественного аудио устройства.

Технические характеристики:

  • лампа выпрямительная 5U4G
  • усилительные каскады: выходной пентод EL84 (1 на канал), двойной триод E188CC (1 на канал)
  • выходное напряжение: 0,7 В
  • входная чувствительность: 5 мВ
  • входное сопротивление: 47 кОм
  • рабочий диапазон частот, при отклонении АЧХ –1 дБ 8–24000 Гц
    Точность коррекции RIAA ±0,5дБ (20 — 20000 Гц)
    Номинальный КНИ <0,15%
    Прегрузочная способность >30дБ
2 лайка

Поддержу тему роликом с участием Lx корректора ( снято на айфон год назад)

Ребят, сорри, но это очень откровенный пиар.

2 лайка

Примерно как полуголая женщина ночью на улице :slight_smile:

Что само по себе не так уж плохо

2 лайка

Может обязуем пиарщиков выкладывать сиськи в начале и конце пиаракции?

1 лайк

Может посоветуем, как не делать так?)

Ты более опытный шериф-действуй, а я поучусь.

Предлагаю сообщения потереть и просто начать выкладывать сиськи

3 лайка

Можешь заведём сисечную тему?
Имени кручёного бара?

А как что это расценивать? Одно дело про свои продукты топик, где можно обсудить, задать вопросы, другое дело про чужое, которое кто то где то не может продать :slight_smile:

Там же, в своем вступлении к статье я написал, как это расценивать.
И я готов дать ответы на вопросы по этому изделию, а если в чем-то спасую, получу ответ от Комиссарова.

Была у меня статья, в которой все уже изложено. Вот не стал тереть в материале названия, имена, фирмы. Это уж совсем была бы паранойя, я таким пока не страдаю:) И пиара тут не больше, чем любой теме про AN, Nain и др.

Ну, а если посетители бара заявят, что этот пост откровенное посягательство на их право самим искать информацию в сети и такое “подсовывание” им под нос информации их оскорбляет, то потрите тему.

Тема «нетрадиционной» трансформаторной или индукционной коррекции крайне интересна. Зря вы так, бармены.

1 лайк

Кстати в Audio Note M9 phono как раз применяется такая коррекция. Только Очень сильно все зависит от качества самих трансов и их реализации.

2 лайка

Этой концепции уже 10 лет.
https://audioportal.hi-fi.ru/showthread.php/12611-RX-трансформатор-в-RIAA-корректоре
На этом форуме надо готовые изделия в тур запускать, теория тут никому не интересна.

Кому не интересна теория - тому не интересно и само изделие. Невозможно интересоваться железкой и не знать что да как в ней сделано.

В статье о нем есть упоминание.

Предлагаете всем любителям музыка, кто хочет слушать её в хорошем качестве, заняться изучением схем, деталей и т.п.?
Рукалицо…

1 лайк

Такое изучение было бы совсем не лишним. И многие так и делают.