В стиле ретро. Часть 1
В аудиофильском сообществе любители винтажной аппаратуры образуют сравнительно небольшую прослойку. Не секрет, что многие поклонники современного качественного звука воспринимают их либо как чудаковатых «изобретателей велосипеда», либо как людей, не способных обзавестись достойной техникой в силу финансовой несостоятельности. Адепты стиля ретро не остаются в долгу и объясняют такое скептическое отношение к своему хобби глобальным заговором маркетологов.
Открывая экскурсию в эту своеобразную замкнутую экосистему, необходимо определиться с терминологией. По поводу того, какая аудиоаппаратура с вторичного рынка является винтажной, а какая просто подержанной, существуют разные точки зрения. Кто-то полагает, что в первую группу входят модели, которыми пользовались наши родители в нашем же среднем возрасте. Более распространенная классификация опирается на временные рамки — даты выпуска от 20 лет назад и старше, вплоть до самых ранних звуковоспроизводящих приборов. Нужно особо подчеркнуть, что речь идет о достаточно уникальных на сегодняшний день изделиях. В свою очередь на рынке более современного оборудования «с пробегом», вне зависимости от стоимостного сегмента, спросом пользуется главным образом хорошо зарекомендовавшая себя продукция раскрученных брендов с известной рекомендованной изготовителем розничной ценой. Важнейшим условием выгодной покупки здесь является, помимо состояния техники, размер предоставляемой продавцом скидки.
Винтаж – живой океан истории развития технологий воспроизведения звука, где каждый увлеченный человек находит что-то интересное лично для себя. Привлекательность винтажной аппаратуры складывается из целого комплекса факторов, главными из которых принято считать неповторимую эмоциональность саунда, а также легендарную надежность и относительно невысокую стоимость. Хотя надо признать, что некоторые особенно хорошо сохранившиеся экземпляры доступны лишь очень состоятельной публике. Все вышеперечисленные моменты базируются на убеждении «членов клуба» в неочевидности пользы от технического прогресса в сфере домашнего звуковоспроизведения. Подтверждением данного тезиса являются недавние волны ренессанса, вынесшие на прилавки аудиосалонов сначала казалось бы канувшие в небытие ламповые усилители, а затем и проигрыватели грампластинок. Не стоит забывать и о существенной роли эмоциональных факторов. Так, люди с большим удовольствием инвестируют средства в стереосистемы, способные выдать «тот самый» звук, которым они наслаждались в юности, или о котором когда-то мечтали, глядя на астрономические ценники в магазинах.
Конечно, нельзя обойти вниманием образы самих поклонников винтажа — это совершенно особый тип аудиофилов. Среди них существует целый ряд течений, в том числе весьма экзотических. «Алхимики», например, утверждают, что лучшая техника создавалась исключительно в нацистской Германии в 30-40-х годах прошлого века. Достигалось это за счет использования знаний и материалов, почерпнутых немецкими фирмами из отчетов многочисленных зарубежных экспедиций, отправленных Третьим Рейхом на поиски магических артефактов. «Спиритуалисты» делают упор на привнесение винтажной техникой в звуковой тракт неких нематериальных сущностей, напрямую отвечающих за трансляцию слушателям эмоциональной составляющей музыкальных записей.
Теперь отвлечемся на некоторое время от эмоций и поговорим о бизнесе. До недавнего времени трафик винтажа с мировых просторов в города России сильно напоминал перегон подержанных иномарок. В таких схемах задействовалось множество людей. Это и зарубежные скупщики (баеры), и перевозчики, и специалисты ремонтных мастерских, по большей части расположенных в странах Восточной Европы и бывшего Советского Союза, и конечные продавцы. С развитием трансграничной дистанционной торговли ситуация изменилась. Ничто не мешает нашим соотечественникам самостоятельно искать «жемчужины» на онлайновых площадках, принимая на себя все риски, связанные с покупкой побывавших в эксплуатации технических изделий по картинкам и описанию, а также их пересылкой, но получая выигрыш в цене. Можно идти и традиционным путем, читая объявления на профильных сайтах Рунета и получая товар от профессиональных перекупщиков «из рук в руки». На рынке присутствует и небольшой процент энтузиастов, склонных к ротации оборудования ради совершенствования любимой стереосистемы либо избавляющихся от аппаратуры в силу различных жизненных обстоятельств.
На что же могут рассчитывать желающие приобщиться к теме, что интересного представлено в продаже и какие изделия наиболее популярны? Рынок винтажа устроен таким образом, что смысловое наполнение слов «интересный» и «популярный» сильно разнится в зависимости от сферы деятельности заинтересованных лиц. У перекупщиков это синонимы, определяющие ликвидность товарных позиций. Для коллекционеров слова «популярный» и «интересный» нередко носят взаимоисключающий характер. Да, многих интересуют хорошо известные, культовые модели минувших лет, опередившие свое время и оставившие заметный след в истории индустрии. Другим же интересна неординарная продукция давно забытых брендов, которые просуществовали совсем недолго и не попали в поле зрения широкой аудитории. Для таких исследователей важно из отдельных фрагментов информационной мозаики получить целостное представление об ассортименте оборудования определенного типа в определенный период. Случается, что по результатам подобных изысканий уникальная аппаратура не просто «выходит из тени», но и значительно вырастает в цене. В частности, так несколько лет назад случилось с выпускавшейся в Японии для европейского рынка очень красивой и отлично звучащей техникой Setton – плодом сотрудничества компании Pioneer и небезызвестного французского дизайнера Пьера Кардена. Во Франции родилась и незаслуженно забытая марка акустики Auditor, созданная на заре карьеры будущими аудиогуру Жаком Маулем (Focal-JMLab) и Жилем Мило (Leedh). Громкоговорители Leedh сложной модульной конструкции являются одними из наиболее самобытных среди современных колонок высшего класса, а под именем Auditor в каталоге Focal сейчас присутствует неплохая коллекция электроники и колонок Car Audio.
Во второй части статьи мы поговорим о конструктивных особенностях винтажной аппаратуры, дадим практические советы по ее выбору, а также оценим перспективы развития этого специфического рыночного сегмента. Продолжение следует…
Федор Обловацкий, Денис Виленский (проект Sintara74)
В стиле ретро. Часть 2
В первой части статьи мы начали рассказ о винтажной аудиоаппаратуре – живом океане истории развития технологий воспроизведения звука, где каждый увлеченный человек находит что-то интересное лично для себя. Теперь настало время поговорить о технических особенностях электроники и акустики минувших лет, дать практические советы по их выбору, а также оценить перспективы развития этого специфического рыночного сегмента.
Особенности схемотехники винтажных компонентов в первую очередь обусловлены конкретным историческим периодом создания электроники. Абстрагируясь от специфики реализации, применительно к усилителям можно выделить два основных этапа их развития – ламповый и транзисторный. Важно отметить, что некоторые компании сознательно тормозили «транзисторную революцию» и вплоть до начала 80-х годов прошлого века с успехом выпускали ламповую технику. Другие производители наоборот стремились закладывать в продукцию новейшие ноу-хау. Как уже отмечалось в первой части материала, одной из наиболее привлекательных черт винтажных моделей является беспрецедентная надежность. Что может быть долговечнее толстых печатных плат и дискретных элементов, соединенных методом навесного монтажа? Еще несколько десятилетий назад не существовало заданных маркетологами ограничений срока эксплуатации изделий в 5-7 лет. Потенциальные покупатели техники даже в развитых странах тогда жили не слишком богато, умели ценить деньги и не интересовались «одноразовыми» новинками. В XXI же веке изготовители массовой продукции как-бы между прочим стараются обходить стороной столь важный для конечного потребителя бытового электронного оборудования параметр как надежность. Их можно понять: кому выгодно делать устройства, имеющие неограниченный, во всяком случае в сравнении с продолжительностью человеческой жизни, срок службы?
Возможно, кто-то вспомнит истории о неизбежно «плывущих» со временем технических характеристиках компонентов, сохнущих конденсаторах и прочие подобные страшилки. Да, такое иногда происходит и, как любое исключение, подтверждает правило. Во всяком случае поклонники винтажа твердо убеждены: выпущенная несколько десятилетий тому назад качественная и хорошо сохранившаяся аппаратура без труда переиграет едва вынутые из коробок современные аналоги. Владельцы техники довольно редко сталкиваются с проблемой ее ремонта. Однако, если что-то и ломается, замену нужным деталям несложно найти в крупном специализированном магазине, а уж тем более на просторах Интернета. Исключение, пожалуй, составляют лишь некоторые специфические типы транзисторов и потенциометров. Как правило, самая большая неприятность, с которой сталкиваются обладатели винтажных устройств, это легкий треск в колонках при переключении режимов или регулировке громкости усилителя. Электроника с напряжением питания 100 В (Япония) и 120 В (США) пользуется на отечественном рынке устойчивым спросом и эксплуатируется без особых проблем. В абсолютном большинстве случаев вопрос ее адаптации к электросети решается покупкой согласованного по мощности питающего трансформатора.
Хорошо сохранившаяся винтажная акустика – настоящая находка для аудиофила, однако стереопар, сумевших пережить несколько десятилетий, осталось не так много. Конструкции динамиков, равно как и акустическое оформление колонок старой школы, значительно разнятся между собой. Но для подавляющего числа громкоговорителей характерны тонкостенные корпуса и высокочувствительные головки с диффузором из натуральных материалов при относительно небольшой по размерам магнитной системе. Конечно, в спикерах можно обнаружить и уникальные технические решения. Например, динамики с активным подмагничиванием, с несколькими магнитными системами, с сотовым диффузором, с диффузором из вспененного металла. Модели с необычными коаксиальными, триаксиальными и планарными излучателями, а также электростатические напольные башни встречаются довольно редко и для большинства поклонников аудиотехники попросту неактуальны. А сколько в прошлом веке было придумано и реализовано типов акустического оформления громкоговорителей, в том числе защищенных закрытыми патентами, и подсчитать сложно. Коллекционеров восхищает способность винтажной акустики предельно натурально передавать тембры голосов и «живых» музыкальных инструментов с акцентом на средние частоты. Владельцы аппаратуры отмечают, что при подключении к усилителю простых на первый взгляд «антикварных» колонок возникают мысли о физическом присутствии исполнителей в комнате, что иногда даже пугает.
https://www.hi-fi.ru/upload/medialibrary/0ba/0bac3eb652ae524ff95d881a2f9ebadf.jpg
Винтажная акустика – очень тонкий инструмент звуковоспроизведения, предъявляющий особые требования к условиям хранения и эксплуатации. Основные проблемы при ее покупке могут быть связаны с произошедшими от времени изменениями физических свойств материалов динамиков. Речь идет о разрушении подвеса и магнитной системы, главным образом с ее «просадкой», что в ряде случаев приводит к полной остановке диффузора. При знакомстве с конкретной стереопарой имеет смысл уделить особое внимание материалу подвеса драйверов. Крайне внимательно стоит относиться к колонкам, оснащенным излучателями с поролоновым подвесом. Поролон, при всех его положительных свойствах, является материалом с исключительно коротким сроком службы, а следовательно, такие подвесы наверняка уже были заменены, либо потенциальному покупателю в ближайшем будущем придется самому озаботиться решением данной проблемы. Гораздо лучше широкие временные отрезки переносят динамики с тканевым или гофрированным подвесом диффузора, чуть хуже ведет себя резина. Так, при длительном нахождении спикеров под солнечным светом резиновый подвес динамиков теряет эластичность или, как еще говорят, «дубеет», что безусловно сказывается на параметрах работы. В любом случае при покупке акустики необходимо внимательно слушать хорошо знакомые тестовые записи, способные выявить самые незначительные проблемы саунда.
https://www.hi-fi.ru/upload/medialibrary/95e/95e7610d1b0487c3bbebcebf6521ed5b.jpg
Одной из набирающих популярность тенденций последнего времени является интеграция цифровых источников сигнала с винтажными усилителями и колонками. Такой симбиоз помогает решить проблему многих современных стереокомплексов, когда, казалось бы, слышно все за исключением самой музыки. Идея не нова, вспомним о многочисленных успешных попытках вдохнуть жизнь в «стерильное» звучание компакт-дисков путем добавления в тракт ламповых устройств. По сути, сочетание пламенной эмоциональности винтажа и предельно высокого разрешения медиаплееров позволяет объединить лучшее из разных исторических периодов развития звуковоспроизводящей аппаратуры для достижения максимально возможного удовольствия от прослушивания музыкальных записей.
https://www.hi-fi.ru/upload/medialibrary/1d5/1d540ba3356fba0371def797f7bfa457.jpg
Каковы перспективы развития рынка винтажной аудиотехники и насколько актуальна ее покупка именно сейчас? Сторонники подобных капиталовложений полагают, что здесь следует принимать во внимание не только долгосрочную тенденцию к ослаблению рубля, но и возможность введения ограничительных мер в отношении интернет-шопинга. От себя добавим, что даже в самые тяжелые времена не стоит забывать об инвестициях в радостные эмоции и впечатления, которые в конечном итоге и определяют качество нашей жизни.
_Федор Обловацкий, Денис Виленский (пр_оект Sintara74)